• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ

4 года
Очная форма обучения
55/20

55 бюджетных мест

20 платных мест

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика

4 года
Очная форма обучения
110/90/5

110 бюджетных мест

40 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

90 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
30/30/3

30 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

30 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика и статистика

4 года
Очная форма обучения
35/50/3

35 бюджетных мест

15 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономический анализ

4 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
20/3

20 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Аграрная экономика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Инвестиции на финансовых рынках

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
40/3

40 платных мест

3 платных места для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Корпоративные финансы

2 года
Очная форма обучения
50/1

50 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр аналитики бизнеса

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/3

50 платных мест

3 платных места для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Статистический анализ в экономике

2 года
Очная форма обучения
20/5/2

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Стохастическое моделирование в экономике и финансах

2 года
Очная форма обучения
20/5/1

20 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Стратегическое управление финансами фирмы

2 года
Очная форма обучения
40/10/2

40 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

10 платных мест

2 платных места для иностранцев

ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Финансовые рынки и финансовые институты

2 года
Очная форма обучения
45/5/2

45 бюджетных мест

10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

5 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Финансовый инжиниринг

2 года
Очная форма обучения
40/2

40 платных мест

2 платных места для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Экономика и экономическая политика

2 года
Очная форма обучения
65/20/1

65 бюджетных мест

20 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев

20 платных мест

1 платное место для иностранцев

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Экономический анализ

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
60/5

60 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Заседание Общемосковского семинара «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике»

Мероприятие завершено

21 ноября (среда) 2018 г. состоится очередное заседание общемосковского научного семинара «Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике».

Руководители семинара: д.т.н., проф. Алескеров Фуад Тагиевич, д.т.н., проф. Подиновский Владислав Владимирович, д.т.н., проф. Миркин Борис Григорьевич.

Докладчик: Великанов К. (НИПЦ МЕМОРИАЛ)


Тема: Direct Deliberative Democracy: модель партисипативного государственного управления, основанная на массовом прямом обсуждении

 

Соавтор: проф. Александер Проссер (Wirtschafts Universität, Вена, Австрия) 


Аннотация: 

 

Современное общество требует возможности прямого участия граждан в процессе принятия общественно значимых решений. Доклад посвящен модели государственного управления (governance), институционально допускающей прямое участие граждан (direct participation), причем не с консультативно-совещательным, а с решающим голосом.

 

Центральным этапом любого процесса разработки как нормативных актов, так и практических решений является в нашей модели проведение открытого, широкого, прямого и общего обсуждения (Mass Online Deliberation, [1]) поставленной проблемы, с подачей гражданами своих предложений, их совместным обсуждением и кластеризацией по схожести идей, а затем разработкой для каждого кластера альтернативного решения, представляющего его идею. Заключительным же этапом является выбор оптимальной альтернативы путем агрегирования индивидуальных предпочтений участников. «Общим» мы называем такое обсуждение, когда все его участники как бы находятся в одной общей «виртуальной совещательной комнате», а не разделены, как в Deliberative Opinion Poll Джеймса Фишкина (см. [2]) на несколько параллельно работающих групп. Описываемые нами процедурные решения – смешанного коллаборативно-алгоритмического типа.

 

Участники открытого обсуждения могут иметь различный уровень подготовленности; это касается как фактических знаний, так и умения аргументировать свои предпочтения. Для более справедливого учета предпочтений «малоподготовленных» участников, желательно оказывать им поддержку в формулировании их аргументов. Здесь мы тоже предлагаем смешанный коллаборативно-алгоритмический метод [3]: аргументационно более подготовленные участники могут оказывать поддержку менее подготовленным, пользуясь современными алгоритмическими системами Computer-Assisted Argumentation (см., например, [4]). Аналогично, для верификации сообщаемых участниками сведений, предлагается рассмотреть возможность использования современных алгоритмических методов Fact-Checking (см., например, [5]). Наконец, для учета предпочтений граждан, воздержавшихся от участия в обсуждении некоторой проблемы, но имеющих к ней некоторый интерес, предлагается использовать метод [6], основанный на применении модифицированной системы Voting Advice Application (VAA), примерно так, как предлагает Андраник Тангян (см. [7]).

 

В целом наша модель описывает новую социо-техническую систему (Socio-Technical System), в которой «граждане» (участники процессов управления), а также «эксперты» (носители знаний в конкретной области), взаимодействуют с «институтами» управления, «статут» которых допускает такое участие. Статут института – это набор мета-параметров, описывающих, в частности, метод допуска к участию, процесс участия и применяемые инструменты для организации участия. В докладе не будет представлено конкретных математических результатов, поскольку предлагаемые понятия, процедуры и методы описаны только на «предформальном» уровне. Тем не менее, модель открывает широкие возможности для математических исследований, в особенности после того, как она будет реализована в виде действующей информационной компьютерно-сетевой системы и будут проведены первые «полевые» эксперименты.

 
[1] Velikanov, C., Prosser, A. (2017). Mass Online Deliberation in Participatory Policy Making. Part I: Rationale, Lessons from Past Experiments, and Requirements. Part II: Mechanisms and Procedures. In: Beyond Bureaucracy: Towards Sustainable Governance Informatisation. A. Paulin, L. Anthopoulos, Ch. Reddick (Eds.) Public Administration and Information Technology (PAIT) Series, Vol. 25. Springer International Publishing.
[2] Fishkin J.S. (1995). The Voice of the People: Public Opinion and Democracy. Yale University Press, New Haven, CT.
[3]Velikanov, C. (2017). Can Delibarative Governance become Inclusive? Proceedings of 18th Annual International Conference on Digital Government Research, Staten Island, NY USA, June 7-9, 2017 (dg.o ‘17). ACM Digital Library,https://dl.acm.org/citation.cfm?id=3085237 
[4] Walton, D., Gordon, T. (2017). Argument Invention with the Carneades Argumentation System. 14:2 SCRIPTed 168,
[5] Thorne, J., Vlachos, A. (2018). Automated Fact Checking: Task formulations, methods and future directions. Proceedings of the 27th International Conference on Computational Linguistics (COLING 2018).
[6] Velikanov, C. (2018). Direct Delibarative Democracy: Combining Normative Rightness with Epistemic Soundness. Proceedings of 19th Annual International Conference on Digital Government Research, Delft, The Netherlands, May 31 – June 2, 2018 (dg.o ‘18). ACM Digital Library,https://dl.acm.org/citation.cfm?id=3209384 
[7] Tangian, A. (2017). The Third Vote Experiment: Enhancing Policy Representation of a Student Parliament. Group Decision and Negotiation 26(6):1-34.

Язык: русский.

Заседание состоится в 16:30 по адресу: г. Москва, улица Шаболовка, дом 26,  корпус 5, аудитория  5306.

На семинар приглашаются все желающие. В связи с пропускным режимом в НИУ ВШЭ, коллеги, не имеющие пропусков, проходят в здание НИУ ВШЭ по разовому пропуску. Для получения пропуска необходимо заранее, до 12:00 среды 21 ноября, проинформировать нас о желании посетить заседание семинара - прислать по электронной почте Вашу фамилию, имя, отчество (полностью) и название организации, которую Вы представляете. Наш электронный адрес math.methods.hse@gmail.com.