• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар 11, Администрация департамента: офисы S1029, S1030; тел: +7(495) 772-95-90 *27172, 27174, 27601, 28270                                                                              
 

Руководство
Руководитель департамента Тарасов Александр Игоревич

PhD, Университет Штата Пенсильвания

Заместитель руководителя департамента Серегина Светлана Федоровна
Статья
Однопиковые по Эрроу домены предпочтений

Карпов А. В.

Доклады Российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления (ранее - Доклады Академии Наук. Математика). 2025. Т. 525. С. 102-108.

Глава в книге
Оценка ценовой эластичности спроса на алкогольную продукцию (водку) в группах с разным уровнем дохода

Садыкова Э. А.

В кн.: Статистические методы анализа экономики и общества. Труды 16-й Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (13–16 мая 2025 г.). М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2025. С. 279-283.

Препринт
Дискурс о рынке в советской политической экономии

Ананьин О. И., Мельник Д. В.

Научные доклады Института экономики РАН. Институт экономики РАН, 2025

"Большие данные" в макроэкономическом анализе

2025/2026
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс ориентирован на важнейшие примеры практического использования «больших данных» и методов машинного обучения в контексте макроэкономического анализа. Рассматриваются достоинства и недостатки предложенных подходов, намечаются возможные направления их совершенствования и развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса – ознакомление студентов с существующим опытом использования «больших данных» и методов машинного обучения для макроэкономического анализа. Для освоения учебной дисциплины студенты должны быть знакомы с основами макроэкономики, иметь представление о методах машинного обучения и обладать первоначальным опытом статистического анализа данных. В результате освоения дисциплины студент должен: сформировать ясное представление об основных достижениях в области использования «больших данных» и методов машинного обучения в контексте макроэкономического анализа; приобрести опыт интерпретации и оценки перспектив практического применения индикаторов, полученных на основе «больших данных» и методов машинного обучения, для анализа макроэкономической динамики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет ориентироваться в существующих подходах к классификации различных типов «больших данных».
  • Имеет представление о потенциальных источниках ежедневных и недельных финансовых и экономических данных
  • Имеет представление о возможностях использования методов цифровой обработки текстов для макроэкономического анализа
  • Имеет представление о возможностях использования инструментов Google-trends и Wordstat для макроэкономического анализа.
  • Имеет представление о альтернативных индексах инфляции, в том числе, о возможностях использования инструментов веб-скрапинга для макроэкономического анализа
  • Ориентируется в имеющихся подходах к исследованию рынка труда на основе «больших данных»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Статистические, опросные и «большие» данные в макроэкономическом анализе. Типы «больших данных». ) Высокочастотные (ежедневные и недельные) макроиндикаторы.
  • Показатели экономической активности, основанные на анализе текстов (аудио, видео)
  • Показатели экономической активности, основанные на статистике запросов в поисковых системах
  • Альтернативные индексы инфляции
  • Исследования рынка труда на основе интернет-данных
  • Макроиндикаторы, основанные на космических снимках земной поверхности
  • Применение методов машинного обучения в макроэкономическом анализе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.4 * Доклад + 0.29 * Семинары + 0.31 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • The elements of statistical learning : data mining, inference, and prediction, Hastie, T., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Банк России. Книга1: ., Голикова, Ю. С., 2000

Авторы

  • Смирнов Сергей Владиславович