Эффективная ставка: как платят налоги иностранные компании, работающие в России
Автор: Егор Поцелуйко, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Кто платит налоги в России?
Прежде чем начать разбираться с механизмами налогообложения иностранных компаний необходимо понять: кто и как платит налоги в России?
Согласно Налоговому кодексу, среди организаций-налогоплательщиков можно выделить две большие группы: налоговых резидентов и нерезидентов.
К первым относятся компании, непосредственно российские организации и иностранные организации, управляемые из России или признаваемые резидентами в соответствие с международным договором. К последним — иностранные компании, осуществляющие деятельность в стране через постоянное представительство и (или) компании, получающие доходы от источников в РФ.
Например: немецкая компания собирается выйти на российский рынок, но без учреждения обособленного подразделения. Эта компания организует в России филиал или отделение, куда направляет собственных сотрудников. Филиал, регулярно осуществляющий предпринимательскую деятельность в стране, будет иметь налоговый статус постоянного представительства и облагаться налогами наравне с российскими компаниями.
Налог у источника выплат
Может ли компания получать доходы от своей деятельности в России, не создавая представительства?
Такое возможно в целом ряде случаев, например, если компания получает дивиденды от владения российскими акциями или иностранный банк получает проценты по кредиту, выданному российской компании.
Другие примеры налогооблагаемых доходов включают роялти, доходы от недвижимого имущества, от международных перевозок и прочее, полный их список приведён в статье 309 Налогового кодекса РФ.
Конечно же, не любой доход иностранной компании в России облагается налогом. Например, согласно ч.2 ст. 309 НК РФ, обыкновенная реализация товара на российском рынке, если она не приводит к образованию постоянного представительства, не подлежит налогообложению.
Из-за того, что получающая доход иностранная компания не находится в юрисдикции Российской Федерации, взимание налога после получения средств невозможно. Поэтому такой налог носит характер «налога у источника», то есть облагаемым налоговым агентом выступает компания, от которой поступает доход иностранцу.

Соглашение об избежании двойного налогообложения
Особым случаем, когда доход может не облагаться налогом, является наличие соглашения об избежании двойного налогообложения (СоИДН) между странами. Такое соглашение снижает, а в некоторых случаях и полностью устраняет обязательства налогового агента-резидента.
При изучении СоИДН следует обратить внимание на следующее:
- к каким лицам применяется соглашение,
- какие налоги оно затрагивает,
- какие доходы регулируются соглашением,
- какие условия налогообложения устанавливает СоИДН.
При необходимости за трактовкой соглашений можно обратиться к следующим документам:
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.,
комментарии ОЭСР к модельной конвенции об избежании двойного налогообложения,
разъяснения Минфина и ФНС России и прочее.
Фактическое право на доход и сквозной подход
Существование выгодных налоговых режимов между отдельными странами привлекает желающих избежать излишней уплаты налогов при переводе доходов в третью страну. Например, если доход от России получает компания из Казахстана, которая затем переводит эти средства в Великобританию.
Для борьбы с подобной деятельностью в самих соглашениях применяется концепция «фактического права на доход» (ФПД).
Согласно этой концепции, для применения СоИДН источник дохода должен убедиться, что иностранный контрагент действительно является получателем дохода, а не подставным лицом или фирмой-однодневкой. Источнику дохода следует проверить, имеет ли контрагент право распоряжения доходом, какова будет его дальнейшая экономическая судьба, действительно ли контрагент ведёт деятельность, нанимает персонал и осуществляет затраты и так далее.
Существование промежуточных звеньев не всегда означает попытку уклонения от уплаты налогов. Иногда они являются необходимой частью структуры организации бизнеса. В такой ситуации возможно применение «сквозного подхода», при котором для налоговых целей промежуточные получатели в цепочке выплат между источником дохода и обладателем ФПД игнорируются, а движение денежных потоков отслеживается до фактического получателя доходов.
На практике для использования сквозного подхода необходимо до даты выплаты дохода предоставить налоговому агенту письма-отказы от ФПД от промежуточных компаний, письма-подтверждения ФПД от каждого фактического получателя, сертификаты резидентства и документальные подтверждения всем заявлениям в указанных выше письмах.
Изменения в российских СоИДН
В 2000-х годах Российская Федерация установила крайне выгодные условия налогообложения в своих соглашениях об избежании двойного налогообложения с целью привлечения иностранных инвестиций. Ситуация начала меняться в 2020 году, когда ставки были повышены из-за пандемии COVID-19 и потребовалась мобилизация доходов.
Последнее крупное изменение условий СоИДН России произошло в 2023 году, когда указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие некоторых статей СоИДН с 38-ю «недружественными» странами, что было продиктовано геополитическими соображениями. Теперь для этих стран налогообложение осуществляется по стандартным ставкам налога, без льготных условий.
Налогообложение дивидендов и MLI
MLI (Multilateral Instrument, Многосторонняя конвенция ОЭСР) - это международный инструмент, разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и подписанный в 2017 году, который вносит изменения в соглашения об избежании двойного налогообложения между странами. Главная цель MLI — борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли в низконалоговые юрисдикции.
Согласно ст. 43 НК РФ, дивидендом признаётся любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации. Также дивидендами могут признаваться выплаты, которые замаскированы под другие типы дохода. Доход организации от сделок со взаимозависимым лицом, совершаемых на нерыночных условия в том числе может быть признан дивидендами.
До MLI изменения в СоИДН могли вноситься лишь на двусторонней основе между странами, что занимало много времени. MLI же одним соглашением обновляет сразу сотни двусторонних заключенных договоров, добавляя механизмы борьбы с налоговым злоупотреблением.
MLI вводит две группы стандартов: минимальные (обязательные для всех подписантов) и факультативные.
Минимальные стандарты включают в себя злоупотребление СоИДН и совершенствование механизмов разрешения споров.
Факультативные стандарты включают в себя ограничение льгот по некоторым доходам, избежание статуса постоянного представительства, гибридные схемы снижения налоговой нагрузки и арбитраж.
Первым минимальным стандартом, вносимым MLI, является тест на основную цель. Он предполагает проверку, являлось ли получение налоговых льгот СоИДН одной из основных целей какой-либо договорённости, сделки или компании. Если этот факт подтверждается, то льготные условия налогообложения не применяются.
Вторым минимальным стандартом MLI является упрощённое ограничение применения льгот. Оно сужает круг получателей льгот, ограничивая его лицами, ведущими активную предпринимательскую деятельность или входящими в перечень квалифицированных лиц, или лицами, которые принадлежат более чем на 75% лицам, имеющим как минимум аналогичные льготы по СоИДН.
При определении условий налогообложения важно помнить, что факультативные стандарты MLI применяются только в том случае, если обе стороны соглашения их приняли. Если же положения расходятся, то применяют минимальные стандарты.