Российский бизнес: взаимодействие с властью и деловой климат
Автор: Михаил Галкин, исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
В 2024 году 21% опрошенных экспертами Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) представителей деловых кругов заявили, что считают эффективными методы нелегального взаимодействия бизнеса и власти. Для сравнения при аналогичном опросе, организованном РСПП в 2023 г., о приверженности такому мнению говорили лишь 18% респондентов.
Такая точка зрения оказалась особенно распространена среди малых предприятий: «39,1% субъектов малого бизнеса придерживаются мнения, что более эффективно использовать нелегальные методы — неформальное общение, материальную помощь органам власти/чиновникам и т.д.», — подчеркивается в ежегодном докладе РСПП о состоянии делового климата. Среди представителей крупных предприятий число опрошенных, выбравших этот вариант ответа, значимо ниже — 16,5%.
Легальные и нелегальные методы взаимодействия бизнеса и власти: что эффективнее, %
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2024 году
70% из представителей компаний при этом указывали «личные контакты с представителями власти» в качестве наиболее активно используемой формы взаимодействия. Другими популярными ответами стали: «через бизнес-ассоциации и отраслевые объединения» (52%) и «публичное и коллективное взаимодействие: конференции, круглые столы и т.п.» (50%).
Формы взаимодействия бизнеса и власти, наиболее активно используемые компаниями, %;
Вопрос предполагал возможность не более двух вариантов ответа, поэтому общее число ответов на сводится к 100%, значения округлены до целого числа
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2024 году
Представители бизнеса также отмечали, что одним из ключевых направлений «помощи региональным властям и/или муниципалитетам, которую оказывали компании в социальном развитии региона», являлась поддержка не аффилированных с ними социальных учреждений. Согласно докладу, «60,8% организаций поддерживали конкретные школы, больницы, детские дома, другие социальные учреждения, не находящиеся на балансе компаний».
При этом ответы на вопрос непосредственно о состоянии делового климата в России показали негативную динамику по сравнению с 2023 годом.
Динамика оценок состояния делового климата в 2023–2024 годах;
значения округлены до целого числа
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2024 году
В докладе подчеркивается: «По мнению двух третей респондентов, в разных регионах нет единого делового климата», — и это подтверждается растущей уверенностью компаний в отсутствие единой практики правоприменения в различных регионах страны.
Действует ли в различных регионах России единая практика правоприменения, %;
значения округлены до целого числа
Источник: Доклад РСПП о состоянии делового климата в 2024 году
В то же время представители отдельных отраслей склонны не соглашаться с такой оценкой: «Половина компаний отрасли "деятельность профессиональная, научная, техническая" уверена, что в 2024 году состояние делового климата изменилось к лучшему», — отмечается в докладе. Многие респонденты также указывали, что развитие их организаций идет успешно; за 2024 год этот показатель вырос с 32% до 51%.
Среди главных ограничений для развития компаний эксперты РСПП называют дефицит квалифицированных кадров, высокую ключевую ставку, рост тарифов и рост цен производителей, избыточно высокие налоги и нестабильность курса рубля.
По мнению представителей бизнеса, в перспективе двух-трёх лет острота проблемы в связи с дефицитом профессиональных кадров будет только возрастать. В этом уверены 86,2% опрошенных. Около 60% респондентов уверены, что возрастут сложности с доступом к финансовым ресурсам и проблемы из-за конкурентного давления. Половина — ожидает, что в будущем их компании столкнутся с барьерами при осуществлении внешнеэкономической деятельности, такое же число компаний волнует проблемы в связи с низким спросом и в связи с ограниченным доступом к современным технологиям.
28,1% компаний опасаются, что их затронет нехватка объектов инфраструктуры, четверть опрошенных полагают, что могут столкнуться с ограничением доступа к энергоресурсам.