109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Подкаст с преподавателями факультета, в котором мы рассказываем об их научных и личных интересах и о жизни в академии
Горшков М. К., Тихонова Н. Е., Андреев А. Л. и др.
М.: Весь мир, 2025.
Journal of Macroeconomics. 2025. Vol. 86.
In bk.: Volume 267: International Conference on Machine Learning, 13-19 July 2025, Vancouver Convention Center, Vancouver, Canada. Vol. 267. 2025. P. 17153-17188.
Математические методы анализа решений в экономике, бизнесе и политике. WP7. Издательский дом ВШЭ, 2025. No. WP7/2025/01.
Как отметил спикер, интерес к этой теме возник ещё в посткризисный период 2008–2010 годов, когда стало очевидно, что традиционные макроэкономические модели недостаточно точно отражают роль финансового сектора в возникновении и распространении кризисов. Экономисты начали пересматривать свои представления о взаимодействии долгов, денежной эмиссии и реального сектора. Возникла необходимость в переосмыслении самой природы долга.
По словам Александра Дмитриевича, деньги и долги взаимодействуют в течение тысячелетий. Эмиссия, займы, вознаграждение за риск — эти элементы составляют замкнутую цепь, в которой деньги играют роль медиатора, оболочки долга. Оборот денег и долга отражает социальную структуру доверия и обязательств. Эта идея находит подтверждение и в исторических данных: ни один известный экономике доиндустриальный рынок не существовал без долговых связей.
Основное внимание в докладе было уделено математическому аппарату, с помощью которого можно было бы описывать макрофинансовые процессы. Как отметил Александр Дмитриевич, финансовая система склонна к колебаниям, фазовым переходам, резонансам. Поэтому для ее описания подойдут аналогии из физики. Дифференциальные уравнения второго порядка позволяют учитывать ускорение в системе и перейти к моделированию циклов с чередованием роста и спада, напряжений и разрядки. Экономическая система описывается как процесс вынужденных колебаний по аналогии с механическими и электромагнитными колебаниями в физике.
Таким образом, макрофинансовый цикл соответствует движению точки по поверхности цилиндра, где долг и деньги находятся в постоянном взаимодействии. В каждый момент времени можно измерить отклонение долга от состояния равновесия, степень финансового стресса и положение системы. Если система отклоняется слишком далеко от равновесия, она испытывает напряжение, колебания усиливаются. А в моменты вмешательства, например, экстренной эмиссии или повышения ставок, происходит кратковременное встряхивание системы, сравнимое с механическим импульсом. Еще в XVI веке в Венеции появился государственный банк, который стал ответом на накопленные структурные риски. В 2008 году чрезмерный рост долга привёл к обрушению ипотечного рынка, а коронакризис 2020 года вызвал резкую эмиссию мировой ликвидности.
Предложенный подход позволяет не только анализировать прошлое, но и выстраивать сценарии будущего. Если система отклоняется слишком далеко от равновесия, то начинается фаза финансового стресса. Александр Дмитриевич сослался на разрабатываемый Федеральной резервной системой США индекс стресса, который позволяет фиксировать периоды повышенного риска. Кривая финансового напряжения ФРС тоже похожа на синусоиду.
В завершение доклада Александр Смирнов указал, что предложенную модель можно использовать для среднесрочных прогнозов макрофинансовых тенденций и более точного реагирования центральных банков на социально-экономические вызовы.
Профессор департамента теоретической экономики, декан ФЭН ВШЭ
После доклада началась сессия ответов на вопросы, которая перетекла в оживлённую дискуссию. Слушатели, отметив вклад юбиляра в развитие экономической теории, поблагодарили Александра Смирнова за выступление и рекомендовали продолжить исследования в данном направлении.
Департамент теоретической экономики: Профессор