• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по проектной работе и взаимодействию с партнерами Пильник Николай Петрович
Заместитель декана по международной деятельности Анцыгина Анастасия Леонидовна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
Книга
Российское общество и вызовы времени. Книга восьмая

Горшков М. К., Тихонова Н. Е., Андреев А. Л. и др.

М.: Весь мир, 2025.

Глава в книге
GLGENN: A Novel Parameter-Light Equivariant Neural Networks Architecture Based on Clifford Geometric Algebras

Filimoshina E., Shirokov D.

In bk.: Volume 267: International Conference on Machine Learning, 13-19 July 2025, Vancouver Convention Center, Vancouver, Canada. Vol. 267. 2025. P. 17153-17188.

Препринт
Премия за дистант на российском рынке труда

Капелюшников Р. И., Зинченко Д. И.

Проблемы рынка труда. WP3. Высшая школа экономики, 2025. № 2.

Олимпиада «Я — профессионал» как старт карьеры: путь от заданий к офферу в Банк России и Сбер

В этом году команда Факультета экономических наук ВШЭ разрабатывает задания для направления«Экономика» совместно с Банком России и Сбером. Задачи будут основаны на реальных экономических процессах и практических кейсах и проверят экономическую интуицию и аналитическое мышление участников. Призеры могут претендовать на денежные премии до 300 тыс. рублей и получат преференции при поступлении в магистратуру и аспирантуру и офферы в компании-партнеры.

Олимпиада «Я — профессионал» как старт карьеры: путь от заданий к офферу в Банк России и Сбер

Материалы Всероссийской олимпиады студентов «Я профессионал»

С 2017 года команда Факультета экономических наук ВШЭ разрабатывает задания для направления «Экономика» олимпиады «Я — профессионал» вместе с партнерами. Каждый раз задачи строят вокруг реальных процессов российской и мировой экономики. Они призваны, прежде всего, проверить реальное экономическое мышление студентов и понять, насколько участники понимают логику тех процессов, что стоят за формулами и моделями. За восемь сезонов в проекте по всем направлениям участвовали свыше 1,4 млн человек.

Методическая команда направления «Экономика», в которую в этом году входят представители Банка России, Сбера и факультета экономических наук НИУ ВШЭ, держит баланс между формальными и «интуитивными» задачами.

В первом туре участникам предлагается два вида заданий: как задачи со строгим математическим решением на основе основных экономических моделей, так и вопросы на экономическую интуицию, описание механизмов. Здесь возможны разные логические ходы и формулировки, но участники должны показать четкую логику рассуждений, объяснить воздействие одних факторов на другие, использовать современную экономическую теорию.

Алексей Пономаренко

Начальник Управления экономических исследований Департамента исследований и прогнозирования Банка России

В заданиях Олимпиады мы стараемся показать студентам экономику в действии, не набор формул и определений, а реальные ситуации, с которыми сталкивается мегарегулятор
Надира Алимжанова

Руководитель направления в Университете Банка России

В качестве примера можно привести задание, которое мы предложили включить в Олимпиаду 2024 года. Оно посвящено вариантам пополнения суверенного фонда страны и анализу влияния на сальдо платежного баланса. Мы предлагали студентам рассмотреть несколько сценариев: поступления налогов, выпуск облигаций, размещение средств на счетах, а также покупку акций компаний. Участникам нужно было определить, какой прямой эффект такие операции оказывают на финансовый счет. По сути, это задание помогает студентам приблизиться к реальной практике экономиста: смотреть не на отдельную транзакцию, а на ее системный эффект для макроэкономики. Разрабатывая задания для олимпиады, мы стремимся перевести академические знания в прикладные задачи регулятора и показать студентам реальные практические кейсы, связанные с деятельностью Банка России. Это дает гарантию, что задания релевантны практическим задачам и формируют навыки, которые действительно нужны не только регулятору, но и финансовому рынку в целом

Отборочный тур проверяет базовые знания микро- и макроэкономики. И, как отметил заместитель декана по научной работе ФЭН ВШЭ Дмитрий Веселов, задачи проверяют именно то, как участники умеют применять модели для исследования тех или иных процессов. Практикоориентированность остается главной задачей при подготовке олимпиады.

Лучшие участники попадают в очный финал. Во время пандемии проводились эксперименты с третьим элементом олимпиады – презентацией кейса для жюри, но потом организаторы вернулись к оптимальной, по их мнению, двухтуровой модели. Она и более доступна для участников, и сохраняет глубину проверки знаний.

В финальном туре участники встречаются в одном из заданий с непростой письменной работой – эссе по макроэкономике. Как указывает Дмитрий Веселов, строгий набор критериев позволяет выявить лучшие работы. Речь идет о полноте ответа, об экономической логике, основанной на известных макроэкономических моделях, о знании макроэкономической ситуации в России и мире. Большое значение имеет эрудированность в этих вопросах.

Ирина Арзуманян

руководитель направления Дирекции академических партнерств Сбера

Мы взяли актуальные ситуации из российской экономики — те, что сейчас обсуждают и эксперты, и бизнес. Задания построены так, что студентам нужно проанализировать противоречивые сигналы, понять причинно-следственные связи, оценить риски. Это учит видеть экономику как систему. То есть студенты должны понимать, как взаимосвязаны инфляция, денежно-кредитная политика, бюджетные расходы, внешние факторы, как одно решение влияет на другое, как учитывать специфику момента. Именно это делают специалисты в Сбере каждый день — анализируют данные, ищут паттерны, прогнозируют, объясняют, почему ситуация развивается так, а не иначе

Еще одна особенность Олимпиады — доступность для широкого круга участников. При должном желании и упорстве к заданиям могут подготовиться студенты самых разных направлений. Так как упор во многих заданиях делают именно на экономическую логику, даже при недостатке некоторых навыков можно добиться больших результатов.

Ирина Арзуманян

руководитель направления Дирекции академических партнерств Сбера

Главное — системное мышление. Когда человек видит не просто отдельные цифры, а понимает, как они связаны. Дальше — умение работать с данными. Не просто открыть таблицу, а увидеть в ней смысл. Отличить важный сигнал от случайного колебания. Найти закономерность там, где другие видят хаос. Ещё важно понимать границы применимости моделей. Где теория работает, а где реальность сложнее. Это спасает от наивных прогнозов и неправильных выводов. Плюс нужно уметь объяснять. Важно не просто разобраться в сложной теме, но и донести её до коллег. Хороший экономист говорит просто о сложном. И, конечно, знание контекста. Понимать, что сейчас происходит в российской экономике, какие факторы на неё влияют, как мы связаны с мировыми процессами. Эти навыки востребованы везде — в банках, консалтинге, государственных органах, аналитических центрах»
Надира Алимжанова

Руководитель направления в Университете Банка России

Мы смотрим на то, как человек мыслит и работает с задачей. Важно, чтобы участники умели видеть экономику не как абстрактные формулы, а как живой процесс, где каждое решение имеет последствия. Те, кто способен соединить теорию с реальными данными, предложить нестандартный ход, аргументировать его и объяснить другим, — именно такие люди востребованы на рынке. Олимпиада как раз позволяет проявить эту “экономическую интуицию” и способность работать в ситуации неопределенности

Экономика хоть и остается наукой со сложным и развитым математическим аппаратом, организаторы сознательно старались не перегружать Олимпиаду комплексными моделями. Подготовка к каждому сезону, по словам методической команды, начинается с одного и того же вопроса: что в экономике важнее всего понять именно сейчас, и какое задание поможет это понять наилучшим образом?

Веселов Дмитрий Александрович

Факультет экономических наук: заместитель декана по научной работе

Для нас важно, чтобы задания олимпиады не были привязаны к программе конкретного курса или конкретного вуза. И, в частности, чтобы они не обладали некоторой высокой математической сложностью, которая была бы барьером для тех студентов, которые не получали больших знаний в области математической экономики. Поэтому мы делаем акцент на интуиции и на вопросах широкого профиля. Не по какой-то специфической теме в рамках экономики, которых много, а на темах, которые затрагивают ядро современной микро- и макроэкономики, а также современных экономических процессов. Это дает возможность всем заинтересованным участникам подготовиться к Олимпиаде и получить хороший результат
Ирина Арзуманян

руководитель направления Дирекции академических партнерств Сбера

Нам важно, чтобы задания были максимально приближены к реальности, поэтому мы делаем акцент на понимании экономики в целом, а не на заучивании формул. Задачи должны требовать анализа, а не воспроизведения готовых алгоритмов — так мы находим тех, кто по-настоящему понимает экономику

Для студентов олимпиада «Я — профессионал» может стать и мостиком к следующему карьерному шагу. Лучшие студенты получают льготы при поступлении в магистратуру или аспирантуру, а партнеры рассматривают победителей и призеров как потенциальных сотрудников. Сбер называет олимпиаду «витриной» для отбора. «Для нас это способ найти людей, которые готовы работать в условиях высокой неопределённости. Тех, кого сложность не пугает, а мотивирует разобраться. Сильные специалисты нужны всей отрасли, не только нам. Чем больше таких специалистов — тем качественнее решения принимаются в экономике. Олимпиада показывает, как человек мыслит в реальных условиях, когда нужно разобраться в живой экономической ситуации. Когда студент решает наши кейсы, мы видим его подход. Может ли он найти логику в данных, учитывает ли ограничения моделей, понимает ли контекст российской экономики. Это то, что сложно оценить по диплому или среднему баллу, — отмечает Ирина Арзуманян, руководитель направления Дирекции академических партнерств Сбера. — Золотые медалисты олимпиады по направлениям “Экономика”, “Программирование и ИТ”, “Информационная и кибербезопасность”, “Робототехника” получают офферы на работу в Сбер — ими можно воспользоваться в течение пяти лет». Кроме того, призёров и победителей приглашают на Весеннюю экономическую школу Сбера и ВШЭ, которая в предыдущие годы регулярно собирала сильнейших студентов из десятков регионов РФ.

Банк России тоже видит в олимпиаде систему раннего отбора и адаптации талантов.

Надира Алимжанова

руководитель направления в Университете Банка России

Олимпиада – это концентрированная площадка талантов: она демонстрирует способность студентов решать реальные прикладные задачи и помогает сформировать CV-пул, откуда можно набирать стажеров и молодых специалистов. Участие в олимпиаде дает реальное конкурентное преимущество. Мы рассматриваем такие достижения как маркер компетенций: это значит, что студент умеет работать с практическими задачами, быстро учится, мотивирован. Для нас это сигнал: именно эти ребята могут стать будущими коллегам
Алексей Пономаренко

начальник Управления экономических исследований Департамента исследований и прогнозирования Банка России

Для нас важно, чтобы ребята проявляли не только знание учебников, но и способность мыслить как будущие экономисты и участники финансового рынка. Именно поэтому Банк России поддерживает такие инициативы: они помогают готовить новое поколение специалистов и способствуют развитию финансового рынка в целом

Как указывает куратор направления «Экономика» Евгения Левина, по статистике регистраций это одно из самых востребованных направлений. Участвовать имеет смысл всем, кто добросовестно освоил стандартные курсы микро- и макроэкономики. «Те, кто, движимый внутренним интересом, приложил дополнительные усилия в изучении экономической науки, имеют серьезные шансы на победу», подчеркнула она.

В прошлом году 68 студентов Вышки прошли в заключительный этап Олимпиады, и 27 из них заняли призовые места или стали победителями. Студенты бакалавриата Дмитрий Монахов и Алексей Становов стали золотыми медалистами, Екатерина Гусева и Андрей Олейников — серебряными, а Иван Чуванков, Александр Шиваров, Матвей Решетнев и Лука Логинов — бронзовыми. Поздравляем призеров с высокими результатами и приглашаем участников вновь попробовать свои силы в этом году!

Андрей Олейников

серебряный призер олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика» 2024/2025 учебного года

Олимпиада дала возможность опробовать свои знания, полученные за время обучения. С ее помощью получилось поступить на магистерскую программу, которую я рассматривал как приоритетную. Я несколько лет участвовал в олимпиаде: на первых курсах хотелось испытать свои силы в олимпиадной экономике, на старших к этому добавилось стремление поступить в магистратуру с меньшим стрессом. Были сложные задачи и вопросы, для решения которых нужно использовать разнообразные знания и находить нетривиальные идеи, но тем интереснее. Субъективно уровень восприятия сложности со временем уменьшался, и за это хочу поблагодарить преподавателей по экономическим дисциплинам. Как мне кажется, именно участие в олимпиаде помогло мне сначала впервые попасть на стажировку, а потом и трудоустроиться

Регистрация на олимпиаду «Япрофессионал» вновь открыта для студентов всех уровней. А значит, каждый может попробовать себя в роли экономиста, решающего реальные макроэкономические задачи, и, возможно, получить приглашение в ведущие банки и регулирующие органы страны. Зарегистрироваться можно по ссылке.

Надира Алимжанова

руководитель направления в Университете Банка России

Мы видим олимпиаду как ключевой инструмент формирования человеческого капитала. Это не только оценка знаний студентов, но и система раннего отбора и адаптации талантов. Через такие инициативы мы можем заранее знакомиться с будущими исследователями, аналитиками и управленцами, показывать им реальные задачи Банка России и вовлекать их в профессиональное сообщество. Олимпиада формирует мост между университетами и финансовым рынком, и этот мост очень важен для развития финансового сектора страны

Поздравляем участников заключительного этапа олимпиады «Я профессионал» прошлого года!