Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Школа финансов ВШЭ
119049 Москва, Покровский бульвар, 11,
офис S629.
Телефоны:
+7 (495) 772-95-90*27447, *27190, *27947 (по общим вопросам Школы финансов)
+7 (495) 621-91-92 (по вопросам Бизнес-образования)
+7 (495) 916-88-08 (Магистерская программа "Корпоративные финансы")
E-mail:
df@hse.ru (по общим вопросам Школы финансов),
finance@hse.ru (по вопросам Бизнес-образования)
ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы РФ
Серия исследовательских проектных семинаров (ИПС) - это инновация в учебном процессе. Мы приступаем к созданию нового, альтернативного трека, погруженного в прикладные проектные работы по реальным темам из финансовой и деловой среды. Они нужны, чтобы научиться делать "руками" ответы на насущные серьезные вопросы в компаниях, финансовых институтах, других структурах. В проектах могут одновременно участвовать студенты разных курсов. Руководители проектов - коллеги из деловой среды и наши коллеги из ШФ. Это дает замечательную возможность погружения в специфические особенности работы различных компаний, а также предложить собственное решение в рамках настоящей командной проектной работы, нацеленной на результат.
Серия проектов ШФ в данном учебном году включает задания от консультационных компаний (базовых кафедр), компаний реального сектора и рассчитана на такие смешанные студенческие команды.
Инициаторы проекта:
Школа финансов, Факультет экономических наук
Новикова Н. И., приглашенный преподаватель-практик
АО «ОХК «Уралхим»
Султанов Темур Тимурович, Менеджер по календарно-сетевому планированию
В проекте рассматриваются три направления инвестиционных проектов в области цифровой трансформации (цифровизации):
цифровизация производственных активов и процессов;
цифровизация в области вспомогательных и обеспечивающих процессов – эксплуатация инфраструктуры;
проекты цифровизации для повышения операционной эффективности.
Цели и задачи проекта:
Сформировать подход к оценке эффективности проектов цифровизации и варианты ключевых показателей эффективности с учетом особенностей выделенных направлений реализации проектов.
Планируемые результаты и формат их представления:
финансовые модели разных типов со сценарным анализом;
аналитический отчет – как отдельный документ или как пояснительная записка к финансовой модели;
Курсовые работы участников группы по отдельным аспектам / направлениям исследования;
ВКР по исследованию в целом – групповая ВКР с защитой результатов модели и / или сценариев модели, анализом полученных результатов и рекомендациями (мнениями исследователей!!!).
Принципы оценивания результатов выполнения проекта:
Четкость формулировки выводов работы;
Логичность и последовательность в обосновании выбора компаний;
Глубина исследования теоретического обоснования.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР
Работа в командах до 5 человек (студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры).
Инициаторы проекта:
Школа финансов Факультета экономических наук
Черкасова В.А., доцент Школы финансов ФЭН
ООО «Эрнст энд Янг – Отдел оценки и консультационных услуг
Мехедов Денис, Старший менеджер EY
Описание текущего состояния и перспектив развития лесопромышленного комплекса России для выявления ключевых проблем, тормозящих развитие отрасли.
В рамках исследования планируется проанализировать специфику финансирования отрасли в странах-лидерах в сегменте ЛПК (Канада, США, Бразилия, Финляндия, Швеция, Китай), проанализировать ключевые аспекты деятельности компаний – мировых лидеров по производству продукции лесопереработки, определить основные драйверы стоимости компаний ЛПК и произвести сравнение зарубежных и российских практик ведения бизнеса в указанной отрасли.
В результате работы будет подготовлена соответствующая глава отчета.
При оценке будет учитываться глубина проработки отдельных направлений исследования, полнота и простота использования соответствующей указанному направлению базы данных (Databook в формате MS Excel), скорость и качество работы с внешними источниками информации (ФТС, ФАОСТАТ, Блумберг, Рейтерс и пр.).
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР.
Работа в команде до 8 человек (студенты 3-4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры).
сcылка на результаты проекта:
Инициаторы проекта:
Научно-учебная лаборатория корпоративных финансов ФЭН НИУ ВШЭ
Ивашковская И.В., зав. Лабораторией корпоративных финансов, рук. Школы финансов ФЭН
Скворцова И.В., стажер-исследователь НУЛ Корпоративных финансов, преподаватель Школы финансов ФЭН
АО «КПМГ» - Отдел инвестиций и рынков капитала (Услуги по ведению сделок M&A)
Кашлюк Екатерина Александровна, Менеджер, Отдел инвестиций и рынков капитала (Услуги по ведению сделок M&A)
В ходе проекта студенты будут иметь возможность провести теоретическое исследование факторов, влияющих на закрытие сделок M&A, а также на реальных примерах на текущем рынке выбрать компании, которые могли бы подойти для потенциальной продажи стратегическому или финансовому инвестору.
Цели проекта: анализ факторов, влияющих на успешность сделок M&A и формирование стратегии отбора компаний для потенциальных сделок слияний и поглощений.
Задачи проекта:
исследовать факторы, влияющие на закрытие сделок на основе эконометрического анализа;
провести исследование волн слияний и поглощений в мире и в странах БРИК – выделить причины спадов и подъемов, проанализировать цикличность в России по сравнению с мировыми волнами;
исследовать причины продажи компаний в России за последние 5 лет (качественный анализ последних сделок);
изучение логики обоснования причины продажи компании для потенциального инвестора;
изучение подхода финансовых и стратегических инвесторов к сделке M&A, влияния на эти решения макроэкономических факторов, волн M&A, отраслевой динамики, а также микроэкономических факторов на уровне компании;
анализ реальных компаний на российском рынке с точки зрения поиска компаний, которые были бы интересны для приобретения потенциальным стратегам (моделирование реальной работы M&A консультанта по формированию пайплайна);
прикладная задача проекта: понять логику работы M&A консультантов при отборе потенциальных проектов и при поиске инвесторов для реализации сделки.
Планируемые результаты:
в результате теоретической части исследования определить причины продажи компаний, а также факторы, влияющие на успешность сделки;
создание базы данных для изучения волн слияний и поглощений в странах БРИК;
(возможно) апдейт базы сделок M&A для анализа факторов, определяющих сделки слияний и поглощений;
в результате практической части исследования отобрать 2-3 компании на российском рынке, которым с высокой вероятностью удалось бы найти покупателя, предоставить обоснование, почему с этими компаниями может получиться сделка, а также каким инвесторам они могут быть интересны.
Формат предоставления результатов
письменный структурированный отчет с результатами работы;
база данных, созданная и использованная для анализа;
презентация в Power Point для защиты результатов работы;
Принципы оценивания результатов выполнения проекта:
Четкость формулировки выводов работы;
Логичность и последовательность в обосновании выбора компаний;
Глубина исследования теоретического обоснования;
Креативность в подходе к критериям обоснования причин продажи компании.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР.
Работа в команде до 6 человек (студенты 2-4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры).
ccылка на результаты проекта:
Инициаторы проекта:
Школа финансов Факультета экономических наук
Григорьева С.А. – доцент Школы финансов ФЭН (по направлению: транспорт, металлургическая и горнодобывающая отрасль)
Горелая Н.В. – доцент Школы финансов ФЭН (по направлению: банковский сектор)
АО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит"
Суворова Ю.В. – специалист по взаимодействию с вузами, PwC
Илишкин Ф. Г. – партнер отдела Консультирования ПрайсвотерхаусКуперс
Локшин И. Г. – старший менеджер департамента Консультирования ПрайсвотерхаусКуперс
Вместе с сотрудниками компании ПрайсвотерхаусКуперс изучить отраслевую специфику корпоративных финансов и на этой основе провести построение прогнозов и оценку компаний.
Цель проекта:
применять принципы корпоративных финансов при построении прогнозов потоков денежных средств, выплат акционерам, решения вопросов политики финансирования и оптимизации структуры капитала для оценки компаний;
освоить универсальные принципы и лучшие практики финансового моделирования;
изучить деятельность компаний из выбранной индустрии (банковский сектор / транспорт / металлургическая и горнодобывающая отрасль) и выделить отраслевые особенности;
получить hands-on опыт построения прогнозов и разработки финансовых моделей для конкретной компании в выбранной отрасли с учетом ее специфики;
проанализировать реальные данные и авторитетные источники индустриальных прогнозов, рыночных данных и другие полезные ресурсы;
описать бизнес-модели компаний рассматриваемых отраслей и выделить лучшие практики в рамках соответствующих отраслей;
освоить принципы подбора сопоставимых компаний для ключевых игроков с учетом специфики (уровня) бизнес практик рассматриваемых отраслей в целях оценки;
подробно изложить проделанную работу в отчёте и защитить свой отчёт.
Занятия будут проводить практикующие бизнес-консультанты с многолетним опытом работы. В конце данной программы студенты получат полное представление о бизнес-консультировании определенных областей экономики.
В рамках проекта участники будут:
находить, анализировать, использовать финансовую информацию;
строить прогнозы с учетом специфики индустрии;
использовать теоретические знания корп. финансов на практике;
интерпретировать полученные результаты.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР.
Работа в трех командах по 10 человек (студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры).
Работа в 3 группах по направлениям: Банковский сектор, Транспорт, Металлургическая и горнодобывающая отрасль.
ссылка на результаты проекта:
https://finance.hse.ru/result_?__t=5401461&_r=181101590426753.00351&__r=OK&roistat_visit=192376
Инициаторы проекта:
Школа финансов ФЭН НИУ ВШЭ
Горелая Н.В, доцент Школы финансов ФЭН
Полетаева В. М., доцент Школы финансов ФЭН
Акционерное общество «Делойт и Туш СНГ»
Гришунин С.В., старший менеджер, департамент управления рисками
Ваш Заказчик – нефинансовая компания, желающая оценить свое кредитное качество как заемщика у коммерческого банка. Однако кредитный рейтинг для компании на данный момент отсутствует.
Ваша цель – смоделировать кредитный рейтинг для компании с помощью использования эконометрических моделей двумя методами. Для построения модели можно использовать дискриминантный анализ, логит/пробит, метод опорных векторов, нейронная сеть, а также любой другой метод прогнозирования, который вы посчитаете применимым).
Заказчик ожидает получить готовую модель в формате Excel, позволяющую спрогнозировать кредитный рейтинг на основе макроэкономических переменных и нефинансовых показателей.
Платформы для моделирования: STATA, R, Python, Gretl
Проект будет состоять из следующих этапов:
Построение модели оценки кредитного рейтинга в эконометрическом пакете (1й метод);
Построение модели оценки кредитного рейтинга в эконометрическом пакете (2й метод);
Документирование результатов;
Построение макета модели в Excel;
Каждый этап представляет собой письменный ответ (doc.) и расчёты в аналитическом пакете (при необходимости)
Оценка складывается из: (1) качества работы в группе (20%); (2) оценки следования плану проекта (10%); (3) правильности выполнения этапов (30%); (4) финальной презентации (40%).
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР
Работа в командах до 6 человек (студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры).
Инициаторы проекта:
Научно-учебная Лаборатория корпоративных финансов ФЭН НИУ ВШЭ
Макеева Елена Юрьевна, доцент Школы Финансов
Акционерное общество «Делойт и Туш СНГ»
Асрутдинов Анвар, Director Financial Advisory Services
Национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Большая роль в реализации национальных проектов отводится государственным корпорациям.
Целью прикладного проекта является разработка методики оценки деятельности государственных корпораций, связанных с реализацией национальных проектов, с учетом специфики функционирования государственных корпораций и их роли в социально-экономическом развитии страны.
Задачи проекта:
Оценка влияния цифровых технологий на рост доходности государственных корпораций;
Оценка эффективности расходов на НИОКР (R&D) в госкорпорациях;
Факторы роста доходности экспортной продукции государственных корпораций;
Взаимосвязь корпоративной социальной ответственности с финансовыми результатами государственных корпораций;
Расходы на экологию и структура финансирования госкорпораций;
Политика финансирования госкорпораций. Оценка эффективности;
Оценка динамики доходности малого и среднего предпринимательства при взаимодействии с госкорпорациями;
Финансирование и финансовая устойчивость субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в национально-значимых проектах и проектах госкорпораций;
Влияние законодательства на эффективность закупок в госкорпорациях и компаниях с государственным участием;
Оценка эффективности расходов на закупки и возможностей оптимизации затрат по видам деятельности компаний / корпораций.
Планируемые результаты:
разработанная система показателей;
собранная база данных по анализу госкорпораций.
анализ деятельности госкорпораций в разрезах, отвечающих задачам проекта;
оценки и выводы об эффективности госкорпораций в указанных в составе задач ракурсах на основе разработанной в проекте системы показателей.
Формат предоставления результатов, подлежащих оцениванию:
Текстовый отчет по каждой задаче проекта;
Аналитические таблицы с результатами расчетов;
Презентации по полученным результатам при решении задач проекта;
Cтруктурированная под задачи проекта база данных.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР.
Работа в команде до 15 человек (студенты 4 курса бакалавриата и 1-2 курса магистратуры).
ссылка на результаты проекта:
https://finance.hse.ru/result_3?__t=5475582&_r=37321594119401.9559&__r=OK
Инициаторы проекта:
Школа финансов Факультета экономических наук
Соболева Оксана Александровна, FCCA, старший преподаватель Школы финансов
АО «Делойт и Туш СНГ» - Отдел Форензик
Небога Ксения Небога, старший менеджер отдела Форензик, Делойт
Стать на время консультантом Делойт Форензик и поучаствовать в прототипе проектной работы по направлениям: финансовые расследования и комплаенс.
Занятия проводят практикующие бизнес-консультанты с многолетним опытом работы в области финансовых расследований и комплаенс.
Цели проекта:
Познакомиться с основами практической работы Делойт Форензик;
Получить навыки поиска, анализа и структурирования данных;
Выполнить прототип реального проекта в области финансовых расследований и комплаенс;
Изложить результаты о проделанной работе в отчете/презентации и защитить их.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР.
Работа в командах до 4 человек (студенты 3,4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры).
ссылка на результаты проекта:
https://finance.hse.ru/deloitte/news/368280853.html?_r=245531590925726.84512&__t=5413049&__r=OK
Инициаторы проекта:
Школа финансов, НУЛ по финансовой инженерии и риск-менеджменту.
Курбангалеев Марат Зуфарович, старший преподаватель, младший научный сотрудник Школы финансов НИУ ВШЭ
Глобальная цель проекта — организовать подробные данные о ходе торгов на бирже в виде базы данных и развернуть над ней инструментарий обращений к данным, анализа их структуры и качества, риск-аналитики и моделирования.
Отдельные задачи (этапы работы):
Сбор данных большого объёма.
Результат: файлы с «сырыми» данными (текстовые или Excel-файлы и т.п.); практически данные есть в подписке ВШЭ или в открытом доступе.
Польза: знакомство с природой, смыслами и свойствами финансовых данных; практический опыт работы с разнообразными источниками данных, в том числе, освоение средств автоматического доступа и скачивание финансовой информации.
Выбор адекватной структуры представления данных и их систематизация.
Результат: база данных с продуманной структурой, удобной для дальнейшего использования.
Польза: знакомство с современными СУБД; опыт проектирования, создания и пополнения базы данных, освоение языка запросов SQL, практика коллективной работы.
Выбор, реализация и приложение инструментов анализа и обработки данных с учётом их объёма и других особенностей;
Результат: систематизированный набор программных средств и с описанием их возможностей и целей применения.
Польза: знакомство с современными программными средствами работы данными большого объема и размерности, в том числе на основе машинного обучения.
Реализация инструментов оценки и визуализации рыночных рисков и рисков ликвидности по отдельным инструментам (их группам), на разных временных горизонтах, с использованием различных метрик.
Результат: программные коды с комментариями; формы автоматизированных отчётов с графиками, таблицами и всеми необходимыми проверками.
Польза: ознакомление с практикой измерения рисков в современных финансовых задачах; освоение и самостоятельная реализация программных инструментов количественной оценки рисков; практика автоматизации длительных и многоэтапных расчетов; опыт компактного, емкого и выразительного представления картины рисков.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР
Работа в команде до 15 человек (студенты 3-4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры).
Инициатор проекта:
Школа финансов, НУЛ по финансовой инженерии и риск-менеджменту
Лапшин В. А., доцент, научный сотрудник Школы финансов ФЭН
Цель проекта — систематизировать информацию о модельном риске, принципах управления им и его количественной оценки
Задачи первого этапа:
Поиск информации о модельном риске.
Результат: репрезентативный набор документов (научных статей, нормативных документов и т. п.), описывающих модельный риск и работу с ним.
Систематизация этой информации и презентация результатов.
Результат: доклад на семинаре и обсуждение результатов.
Написание статьи в практико-ориентированный журнал.
Результат: статья.
Польза проекта для студентов: на рынке труда сейчас активно начинают цениться специалисты, знающие хоть что-нибудь о модельном риске. Спрос устойчиво растёт, а предложения почти нет — в силу разрозненности информации. Вы будете носителями практически уникального знания.
Второй этап будет связан с количественной оценкой модельного риска. Задачи уточним по результатам первого этапа.
Вклад в Проект может быть засчитан как курсовая работа либо может быть засчитан как практика студентам 4 курса бакалавриата и использован как основа для ВКР
Работа в команде до 15 человек (студенты 3-4 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры).
Инициатор проекта:
Школа финансов ФЭН
Степанова А.Н., доцент Школы финансов
Кокорева М.С., доцент Школы финансов
Цель проекта – определить новые механизмы управления компаниями, позволяющие компаниям быстро реагировать на изменения в экономике и наращивать стоимость. за последние 15 лет структура экономики сильно изменилась. Вместо нефтяных компаний и банков на первые позиции вышли Facebook, Amazon и Google. Биотехнологические компании теперь составляют существенную часть глобального рынка, и роль их растет с каждым годом. Новые сектора сильно отличаются от традиционных. Технологии быстро развиваются, вместе с ними меняются механизмы принятия решений внутри компаний. В этом проекте мы с помощью кластерного анализа изучаем глобальный рынок и выявляем кластеры компании, похожие между собой по структуре, управлению и механизму принятия решений. Если нам удастся задуманное, то мы предложим новый взгляд для поиска comparable companies (valuation) и новые benchmarks в области инвестирования.
Проект предполагает работу с данными компаний США и некоторых развивающихся рынков (Индия, Россия): поиск информации и расширение базы данных по корпоративному управлению, интеллектуальному капиталу, структуре собственности компаний, а также финансовым показателям; чтение и обсуждение академической, аналитической и бизнес-литературы по тенденциям в дизайне управления и владения компаниями; обсуждение новых методологий оценки эффективности деятельности компаний. Мы также планируем освещать результаты нашей работы в Fb и по мере возможности в бизнес-прессе и на платформах, популяризирующих науку.
Принципы оценивания простые: вклад каждого в командную работу. Командная работа должна привести нас к 1 submitted paper в top-field journal к маю 2020 и к 2 текстам, которые будут доработаны в 2020/21 году; 1-2 заметкам в месяц в ФБ, в том числе в сообществе Школы финансов; 2 заметкам для платформы IQ.HSE.RU.
Наша оценка времени - 5-6 часов в неделю.
В нашем проекте мы ждем студентов, соответствующих следующим критериям:
- умение программирования на Python (3-4 курс)
- владение Stata/ R (3-4 курс)
- работа с большими массивами данных (3-4 курс)
- готовность затрачивать время
- готовность и умение описывать данные
- готовность читать много литературы по финансам (как академической, так и бизнес-литературы, а также аналитической литературы)
Участники проекта могут писать курсовые и выпускные работы у руководителей проекта.
Участникам рекомендуется прослушать следующие дисциплины: Корпоративные финансы (3 курс) или Corporate Finance (Wharton school thru Coursera), Оценка стоимости (4 курс), Отраслевая экономика.
Самое важное для участие в проекте: готовность искать нетривиальные зависимости, смотреть на рынок не так, как учили, желание узнать, каким образом устроены процессы принятия решений в компаниях в настоящее время; готовность работать в команде и обсуждать свои результаты с другими участниками, ну и self-motivation & self-discipline.
Для участия в проекте необходимо 5-8 студентов:
- студенты 2 курса (2)
- студенты 3 курса (2-4)
- студенты 4 курса (2-5)
В проекте также задействованы студенты магистратуры. Студенты первого курса бакалавриата тоже welcome, но вам будет непросто!)
Сроки выполнения проекта: 15.11.2019 – 31.05.2020 (Проект будет продолжен и ориентировочно закончится в 2022 году. Мы будем рады, если вы присоединитесь не на один год!)
Формат участия:
- проектные семинары будут проходить раз в две недели;
- дистанционное общение с руководителями проекта в течение всего проекта, а также для обсуждения промежуточных результатов между проектными семинарами;
ссылка на результаты проекта:
https://finance.hse.ru/result_2?_r=329251594034267.64523&__t=5473309&__r=OK