О лаборатории
Процесс обучения в лаборатории – это одновременная работа студентов по следующим направлениям:
Актуализация экономических знаний
Лаборатория не дублирует факультет экономических наук. У нее специфический подход: развитие экономического кругозора, навыков использования базовых экономических знаний при погружении в проблемы, с которыми сталкивается экономика в современных, буквально сегодняшних условиях. Упор, в частности, делается на экономическую политику, без которой трудно ориентироваться в экономической повседневности.
Российские центры принятия решений в сфере экономической политики. Специфика проводимого курса и обсуждаемые альтернативы. Политика, проводимая мировыми регуляторами.
Теоретические основы журналистики
Как находить экономические новости? Как новость превращается в сенсацию? Ответы на какие вопросы должен давать текст, претендующий на звание продукта экономической журналистики? Чем журналист отличается от блогера?
Предполагается, что сотрудники лаборатории совместно со студентами выработают критерии оценки качества экономических публикаций. На основе этих критериев совместно будут оцениваться актуальные публикации в ведущих СМИ («Ведомости», «Коммерсант», «РБК» и т. д.).
Практика
Это самое ценное направление обучения. студенты вовлекаются в журналистскую работу, а это лучшая школа.
Студенты практически сразу вовлекаются в практику написания журналистских текстов. С погружением в самостоятельное получение необходимой информации, опросами ньюсмейкеров и экспертов. Происходит совместная работа над подготовленными текстами с участием преподавателей и других студентов. Студенты начинают работать по заданию редакции портала НИУ ВШЭ, а потом и налаживают сотрудничество с другими СМИ.
Научно-исследовательская деятельность
Одним из ее главных направлений будет поиск оптимального СМИ ближайшего будущего. Здесь у студентов будет полный творческий простор. Задача преподавателей будет заключаться в том, чтобы в рамках этого поиска не утрачивалось главное в журналистике – объективный подход к подаче информации.
Авторские проекты студентов
Строго говоря, каждая самостоятельная статья студента – это его проект. Но помимо этого студенты могут готовить и другие проекты с упором на новые, прежде всего электронные СМИ.
Примеры (возможно, коллективных) проектов
Проект «Гонки»
Это «движущаяся» инфографика, возможно, с элементами мультипликации, демонстрирующая продвижение к «национальным целям».
Проект «Дятел»
Мониторинг самых экстравагантных, спорных и популистских высказываний на тему экономики и прежде всего экономической политики разного рода ньюсмейкеров с их краткой юмористической оценкой с привлечением контрвысказываний, которые находят студенты.
Проект «Азбука в цифре»
Проект посвящен отслеживанию на материалах и федерального, и косолидированного бюджетов затрат на высшее образование. С выделением возникающих «пробок» и оценкой путей возникающих проблем со стороны специалистов.