• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессии в социальном государстве: дискурсы и практики изменений

Выездное заседание НУГ «Профессии  в социальном государстве»  прошло  16 мая в рамках Международной летней школы «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованной НИУ ВШЭ и Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Выездное заседание НУГ «Профессии в социальном государстве» прошло 16 мая в рамках Международной летней школы «Пересмотр социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованной НИУ ВШЭ и Центром социальной политики и гендерных исследований при софинансировании Программы поддержки высшего образования и фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.

Главная задача Международной летней школы состояла в попытке сформировать у участников глубокое понимание социальных изменений в России и в других странах чрезвычайно гетерогенного пространства постсоциализма. По мнению организаторов, новое знание в области социальной политики в современных постсоветских условиях должно способствовать расширению возможностей создания образовательных курсов по данной проблематике среди преподавателей из разных стран. В работе школы приняли участие преподаватели, аспиранты и магистранты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Саранска, Томска, Новосибирска, Ижевска, Минска (Белоруссия), Караганды (Казахстан), Ташкента (Узбекистан), Бишкека и Оша (Киргизия), Саутгемптона (Великобритания), Любляны (Словения), Будапешта (Венгрия), Франкфурта-на-Майне (Германия).

Отдельное заседание было посвящено рассмотрению профессий в социальном государстве. Основное обсуждение касалось пересмотра в современном обществе договора между профессионалами и государством. Классические интерпретации, согласно которым профессионалам гарантируется высокая степень автономии в области экспертизы взамен на обеспечение ими высокого уровня сервиса, под напором развивающихся форм менеджералистского контроля и практики государственного участия. Баланс между внешним контролем и групповой автономией – ключевая дилемма профессиональных сообществ в социальном государстве, так как от ее решения в значительной степени зависит уровень доверия к той или иной профессии со стороны населения.

Тему профессионализации открывали Кристиана Шнель (Университет Гёте, Франкфурт-на-Майне) и Рафаель Мровчинский (НИУ ВШЭ), выступившие с докладами на секции «Власть/знание и общественные интересы: идеология профессий государства благосостояния. Методология качественных исследований профессий». Кристиана Шнель предложила свой взгляд на проблему определения роли профессионалов в формировании дискурсов по поводу перераспределения социальной заботы в современной Германии. Ее анализ продемонстрировал существование в социальном государстве конкурирующих идеологий, находящихся в состоянии постоянного столкновения. Институциональный контекст во многом определяет  жизненные пути профессионалов, становясь частью их коллективного габитуса, что особенно видно в фокусе феноменологической перспективы, представленной Рафаэлем Мровчински на примере изучения представителей юридической профессии.

После небольшого перерыва на семинаре «Профессии в государстве всеобщего благосостояния: политическая роль социальной работы. Социальная работа в России: между глобальным и локальным» выступили Павел Романов и Елена Ярская-Смирнова (НИУ ВШЭ). По мнению ученых, внешний контроль над профессиями со стороны государства и сообществ потребителей сегодня растет, приводя к пересмотру привычные ожидания высокого статуса и автономии профессионалов. В этих условиях формируются предпосылки для солидаризации профессионалов и создания союзов – как внутрицеховых, корпоративных, так и межпрофессиональных. Вслед за классиком социологии профессий Фрейдсоном докладчики отмечают особую роль ассоциаций в определении статуса отдельного профессионала, призванные использовать свою власть для поддержания высокого качества сервиса и обеспечивая своим членам необходимую поддержку на рынке труда посредством выдаваемых креденций (референтный статус, дипломы, сертификаты). Заявленная проблематика была рассмотрена на примере профессии социального работника. В западных исследованиях по социологии профессий социальную работу принято относить к числу занятий, отвечающих классическим принципам профессионализма. Как отдельный вид занятости социальная работа сформировалась после второй мировой войны в результате переосмысления ценности государства и личности в нем. В западных странах начиная с 1940-х гг. требования институционализации и профессионализации социальной работы выдвигались как неотъемлемая часть реализации проекта WelfareState (NewDeal – в США). На социальных работников возлагались функции главных проводников на пути к национальному благоденствию. Очевидно, что это требовало с их стороны особых компетенций и устойчивых норм группового морального кодекса. Осуществление функций социальной работы зависело от конкретных условий внешней среды: тип «системы» помощи формировался в определенных социально-экономических условиях и выражал взгляды конкретного государства на социальную политику в тот или иной период времени.  

В России социальная работа как отдельная дисциплина и специальность начала формироваться после Перестройки. Характерный для российской публичной риторики особый акцент на ценностях социального государства требует изучения институциональных особенностей системы социальной помощи, степени ее автономии как вида деятельности в рамках существующей модели государственного регулирования. На передний план в обсуждении был выдвинут вопрос о роли социальных работников в качестве агентов социальной политики, призванных обеспечить высокое качество социального сервиса.

В продолжение работы семинара состоялся «редсовет» по научным и учебно-методическим текстам. Участники в открытом формате обсудили и отредактировали драфты статей, подготовленные в рамках коллективного исследовательского сборника: «Социальные работники как агенты перемен». Василий Аникин выступил с рецензией  на статью Елены Барябиной «Ювенальные  технологии социальной работы в российских судах: история и перспектива регионального проекта», а Радик Садыков в свою очередь прокомментировал работу Эльмиры Наберушкиной «Об инициативах и переменах  в системе содействия занятости». Итоги обсуждений показали, что социальная работа в России является ярким примером профессии, которая только  начинает формировать устойчивые границы групповой идентичности  и встает на путь профессионализации. После заврешения Летней школы Валерия Маркина и Радик Садыков подготовили видеоролик, рассказывающий о мероприятии.
                                                           
Анастасия Сельченок
Радик Садыков