• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Статистика

Мхитарян В. С., Агапова Т. Н., Ильенкова С. Д. и др.

М.: Юрайт, 2024.

Глава в книге
Моделирование цифрового поведения индивидов

Архипов Н. В.

В кн.: Статистические методы анализа экономики и общества. 14-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов (16-19 мая 2023 г.).. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 35-37.

Опубликован номер журнала Демоскоп Weekly № 463 - 464

Тема текущего номера: Ожидаемая продолжительность здоровой жизни в России

Содержание номера:

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни как интегральная характеристика здоровья населения.  Демографы уже несколько столетий пользуются показателем ожидаемой продолжительности жизни, который, по сути, представляет собой интегральный измеритель потерь от смертности в том или ином населении. Идея же подобного измерителя потерь от плохого состояния здоровья появилась сравнительно недавно, она была предложена Б. Сандерсом в 1964 году. Методология расчета и название – «Ожидаемая продолжительность здоровой жизни» или «Ожидаемая продолжительность жизни без ограничений в дееспособности» (Disability Free Life Expectancy) - была предложена Д. Салливаном в 1971 году.

Источники данных для расчета ожидаемой продолжительности здоровой жизни в России. В международной практике принято выделять два подхода к оценке здоровья: субъективный и объективный. Объективный подход – оценка здоровья внешним наблюдателем, экспертом с помощью специальных инструментов в рамках специализированных обследований. Субъективный подход – это оценка здоровья самим человеком, по его ощущениям. Субъективная оценка здоровья может быть получена на основе опроса населения. Именно этот подход лежит в основе нашего исследования.

Доля нездоровых в разных возрастах по субъективным оценкам.  В таблице содержатся распределения ответов по выбранным  для анализа показателям здоровья. Можно наблюдать систематические различия в долях респондентов, отвечавших тем или иным образом, в зависимости от пола. Так, мужчины в целом склонны оценивать свое здоровье более оптимистично, чем женщины. Это показывают и данные РМЭЗ, и РиДМиЖ.  При этом во всех случаях на долю средней категории («Среднее, не хорошее, не плохое») приходится порядка половины ответов (среди мужчин чуть меньше, среди женщин – чуть больше).

Ожидаемая продолжительность здоровой жизни россиян и россиянок . Опираясь на половозрастные распределения ответов на вопросы, характеризующие здоровье респондентов, а также на таблицы смертности Росстата, были рассчитаны половозрастные показатели ОПЗЖ по методу Салливана. Обратим также внимание на существенное отставание России от ряда стран-членов ЕС как по показателям ОПЖ, так и по показателям ОПЗЖ в возрасте 50 лет, полученным с использованием данных статистики смертности и распределений долей людей, оценивающих свое здоровье как плохое, полученных на основе данных Европейских обследований SHARE и ESS. Отставание России от стран Восточной Европы (Словении, Польши и Эстонии) по показателю ОПЗЖ и у мужчин и у женщин меньше, чем от стран Западной Европы, но тоже довольно значительное. Стоит также отметить, что среди женщин, несмотря на меньшее отставание по показателю ожидаемой продолжительности жизни, отставание по показателю ожидаемой продолжительности здоровой жизни остается значительным (особенно если рассматривать страны Западной Европы в качестве образца для сравнения).

Женщины живут дольше, но оценивают свое здоровье хуже, чем мужчины.  На рисунке, где представлены кривые ОПЗЖ для мужчин и женщин, построенные на основе показателя самооценки здоровья, можно наблюдать различия в показателях ОПЗЖ в зависимости от пола. Использование данных различных обследований дает похожие оценки ОПЗЖ среди мужчин и женщин. ОПЗЖ у женщин до 60 лет превышают соответствующие показатели среди мужчин – как будет показано далее, это преимущество практически полностью объясняется их преимуществом по показателю ожидаемой продолжительности жизни. В возрастах старше 65 лет показатели ОПЗЖ среди мужчин и женщин сравниваются, несмотря на разницу по показателю ОПЖ, что объясняется более плохим здоровьем женщин в целом в старших и пожилых возрастах, и по данным РМЭЗ, и по данным РиДМиЖ.