• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
The Development of Assistive Technologies and Its Role Towards Successful Inclusion: The Case of Russia

Sinyavskaya O., Pishnyak A., Cherviakova A. A. et al.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 139-167.

Препринт
Decompounding under general mixing distributions

Belomestny D., Morozova E., Panov V.

math.ST. arXiv.org. Cornell University, 2024. No. 2405.05419.

Статистика, анализ данных и демография: новое отделение факультета экономики приглашает абитуриентов!

На факультете экономики ГУ-ВШЭ в октябре 2007 года появилось новое отделение — статистики, анализа данных и демографии. О том, чему и как будут учить студентов отделения, рассказывает его руководитель, профессор Владимир Мхитарян.

На факультете экономики ГУ-ВШЭ в октябре 2007 года появилось новое отделение — статистики, анализа данных и демографии. О том, чему и как будут учить студентов отделения, рассказывает его руководитель, профессор Владимир Мхитарян.

— Владимир Сергеевич, расскажите, откуда "взялось" и с какой целью создано новое отделение?

— Идея создания на факультете экономики отделения статистики, анализа данных и демографии принадлежит Ярославу Кузьминову. Цель — подготовка статистиков-аналитиков. Дело в том, что с каждым годом в нашей стране и мире растет потребность в экономистах, обладающих аналитическим мышлением, основанном на глубоком знании экономики, математики, статистики и компьютерных технологий. Значительная потребность в статистиках-аналитиках имеется на сегодня на микроэкономическом уровне у государственных и частных предприятий, учреждений и фирм.

В XXI веке, по мнению американских экспертов, системный аналитик входит в четверку самых востребованных специальностей в мире наряду с финансовым менеджером, менеджером вебсайтов и специалистом по информационным технологиям. Ведущие университеты мира, занимающие первые места в мировых и национальных рейтингах (Гарвард, Стенфорд, Оксфорд, Кембридж и др.), имеют в своей структуре факультеты (кафедры, отделения, школы) статистики. Так что открытие отделения статистики, анализа данных и демографии в ГУ-ВШЭ, ведущем экономическом университете России, вполне закономерно.

Уже сегодня многие министерства в России, а также крупные отечественные и зарубежные компании имеют аналитические подразделения, занимающиеся анализом статистических данных для определения направлений и перспектив своего развития.

— В названии отделения наряду со статистикой перечислены анализ данных и демография. Почему именно такой набор? Это же не вполне очевидная последовательность — что за статистикой должна непременно следовать демография?

— Понятия, включенные в название отделения, тесно связаны между собой. Статистика как наука о количественных измерениях в экономике и социальной сфере решает вопросы создания системы показателей (непосредственные измерения), характеризующих анализируемые явления, сбор и обработку статистических данных (создание баз статистических данных), а также анализ данных и моделирование экономических процессов с использованием статистических методов. Завершающим этапом статистического исследования являются выводы и рекомендации, необходимые управляющим структурам для принятия решения.

Однако выводы об эффективности социально-экономических решений невозможны без демографических данных о численности и структуре населения. В то же время демография, исторически зародившаяся как наука о населении, сегодня немыслима без статистических показателей, характеризующих изменения, происходящие с населением страны и регионов.

Таким образом, понятия статистика, анализ данных и демография вполне логично укладываются в название отделения.

— Кто такой статистик-аналитик и в чем особенность его подготовки?

— Статистик-аналитик — это экономист, подготовленный на уровне международных требований для системной аналитической работы по оценке и прогнозированию финансового положения фирмы, состояния фондового рынка, анализу социально-экономических и демографических явлений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Наряду с традиционной для Вышки фундаментальной подготовкой по экономической теории, математике и языку, студенты отделения овладеют международной методологией статистики — смогут решать вопросы, связанные с социально-экономическими измерениями, организацией выборочных статистических обследований, эконометрическим анализом и прогнозированием социально-экономических данных. Решение этих вопросов необходимо для успешной реализации основных задач управления социально-экономическими процессами.

Значительное внимание в учебном процессе будет уделяться научно-исследовательской работе. Студенты на реальных статистических данных будут заниматься моделированием социальных и экономических явлений с использованием профессиональных статистических пакетов.

— А можно привести какой-то конкретный пример задачи, которую будет решать такой аналитик?

— Студенты отделения на 3—4 курсах будут строить эконометрические модели мировых товарных рынков (например, рынка нефти), упрощённую модель экономики страны, моделировать и прогнозировать социально-экономические процессы с использованием профессиональных пакетов SPSS, Statistica и др.

— Наверное, самый яркий образ человека, занимающегося статистикой, мы знаем по некогда очень популярному советскому фильму "Служебный роман", действие которого разворачивалось именно в статистическом учреждении. Его руководительница — эдакий "сухарь в очках", вся погружена в свои цифры и отчеты, ей "чуждо всё человеческое", а другой главный герой — рядовой сотрудник этого учреждения — живёт "от получки до получки" и занимает 20 рублей, чтобы купить сынишке новые ботинки… Можно ли соотнести собирательный образ вашего будущего выпускника с образами героев этого фильма?

— Фильм замечательный, но с того времени всё сильно изменилось. Современные выпускники по нашей специальности совершенно другие люди — они яркие, современные и ничто человеческое им, конечно же, не чуждо. В этом смысле сегодняшние статистики-аналитики не имеют ничего общего с героями фильма, да и работают в совершенно других "учреждениях" — всё больше в крупных корпорациях — в банках, страховании, инвестиционных компаниях, в сфере внешнеэкономической деятельности и т.д.

Что касается жизни "от получки до получки", то, как показывает мой опыт в МЭСИ, сразу по окончании вуза все выпускники успешно трудоустраиваются и при встрече со своими преподавателями, чтобы не обидеть последних, стесняются говорить о своих доходах. Это успешные люди, работающие в крупнейших как отечественных, так и зарубежных компаниях.

— Как Вы видите перспективу развития отделения?

— В 2008 году будет осуществлен первый набор в бакалавриат отделения по направлению "Экономика". Магистратуру и аспирантуру на отделении планируется открыть в 2009 году.

— Как вы будете набирать преподавателей?

— В рамках отделения вновь создана только кафедра статистических методов, штат которой будет формироваться из преподавателей, имеющих опыт научно-исследовательской и аналитической работы и способных научить этому студентов.

— А конкретнее — хотя бы пара человек с конкретным опытом работы, чем-то известных — есть такие? Можете их назвать?

— Я в приметы не верю, но их соблюдаю. Поэтому мне не хочется называть фамилии до завершения переговоров. Могу только сказать, что это будут доктора и кандидаты наук со стажем педагогической работы, пользующиеся уважением студентов.

— Сколько человек вы планируете набрать на первый курс?

— Сорок человек на бюджетные места.

— Есть ли какие-то особые знания, склонности, которые желательно иметь человеку, поступающему на это отделение? черты характера?

— Аналитическая работа требует комплексных знаний, поэтому абитуриент, поступающий на отделение, должен быть достаточно хорошо подготовленным по математике, информатике и языку, ориентирован на работу в экономике и социальной сфере.

Мы хотели бы видеть у себя честолюбивых и трудолюбивых студентов, не боящихся принимать решения и понимающих, что победа — это стимул для работы в поте лица.

— А есть ли в Москве, Санкт-Петербурге аналоги такого отделения? Какие из них считаются наиболее сильными? В чем наши преимущества?

— На сегодняшний день факультета или отделения статистики нет ни в одном вузе Москвы и Санкт-Петербурга. Это можно объяснить недооценкой роли измерения в экономике и социальной сфере, где значение каждого показателя является итогом деятельности и жизни сотен, тысяч людей и без методов статистики получить адекватную оценку таких показателей невозможно. К сожалению, у нас в стране часто путают понятия "статистик" и "статист" (человек, который по определению должен молчать). Я видел объявления — "Требуется младший статист. Оклад 24 000 рублей".

Теперь о преимуществах ГУ-ВШЭ. Наш университет с традиционно хорошо поставленной подготовкой по экономической теории, математике и языку, имеющий в своей структуре научно-исследовательские подразделения по статистике и демографии, имеют все шансы стать ведущим вузом страны и по статистике. Наша задача — реализовать этот шанс.

— Где планируется работа выпускников отделения?

— Студенты отделения готовятся, в основном, для работы в аналитических и финансовых подразделениях, отделах развития и маркетинга. Это, во-первых, банки, страховые и инвестиционные компании, предприятия и фирмы; во-вторых, органы государственного, регионального и муниципального управления; в-третьих, организации, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

— Спасибо!

Новостная служба портала