• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Книга
AHCS Proceedings of the Fourth Workshop on Computer Modelling in Decision Making (CMDM 2019)

Под науч. редакцией: Mkhitarian V., D. Pavluk, S. Sidorov.

Vol. 2. Atlantis Press, 2019.

Глава в книге
Международные сопоставления макроэкономических показателей

Суринов А. Е., Башкатов Б. И.

В кн.: Международная статистика (3-е издание). Юрайт, 2019. Гл. 11. С. 551-574.

Препринт
On convergence rate for homogeneous Markov chains

Veretennikov A., Veretennikova M.

Working papers by Cornell University. Cornell University, 2019

Интервью со слушателем отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ, выпускницей Европейского Университета в Санкт-Петербурге, Екатериной Науменко






-
Екатерина, расскажите, что привело вас в Вышку, как вы оказались на отделении статистики?

Как социологу, мне интересна сфера прикладных исследований и, прежде всего, исследовательская методология. Ведь от того, насколько продуманы и выверены методология и методика исследования, непосредственно зависит его результат и то, какой отклик оно в конечном итоге получит. Кроме того, диапазон инструментов, применяемых в эмпирических социологических исследованиях, столь широк и разнообразен, что позволяет исследователю специализироваться на тех методиках и подходах, которые наиболее близки ему по душе и складу мышления. Это могут быть статистические методы с сильной математической основой, а могут быть методы анализа текстовых данных: печатных изданий, интервью, даже фрагментов разговора, связанные больше с литературоведческой исследовательской традицией, использующие приемы лингвистического анализа.

Такая методическая универсальность прикладной социологии является, конечно, ее сильной стороной. Вместе с тем овладение более узкой специализацией иногда оказывается для социологов-практиков задачей совсем непростой. Например, в моей предыдущей подготовке не было серьезной математической базы. Хотя я уже не была новичком в методологии эмпирических исследований, мое столкновение с суровой реальностью статистических методов, нагруженных математикой, без какой-либо скидки на «гуманитарность» мышления состоялось в магистратуре, а затем аспирантуре Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Поскольку моя работа выполнялась с использованием данных опросов общественного мнения, значительную долю в моем учебном плане составили курсы, связанные с анализом данных и статистическими методами, которые я посещала на своем факультете и в магистратуре факультета экономики Европейского Университета. Эти практико-ориентированные курсы стимулировали к тому, чтобы использовать получаемые знания непосредственно в своем исследовании. Меня это захватило. К тому же было понимание, что конкретные прикладные  знания повышают шансы на рынке труда. Но недостаточность моей математической базы, необходимой для полного освоения материала курсов, чтения специальной литературы, обсуждения этой новой и сложной информации, ощущалась настолько остро, что в конце концов мне не осталось другого пути, кроме как искать в последующем возможности восполнения своих пробелов. Став слушателем курсов на отделении статистики ВШЭ, я нашла то, что искала. На данный момент я прослушала и сдала цикл базовых курсов по высшей математике: «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей», «Математическая статистика» и др. Сейчас на этой подготовленной почве продолжаю освоение статистических курсов таких, как: «Многомерные статистические методы», «Эконометрика», «Статистическое моделирование социально-экономических процессов» и пр.

- Судя по тому, что вы рассказали, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, где началось ваше приобщение к статистике, не совсем обычный вуз?

Совершенно верно. Европейский Университет известен, в первую очередь, своей интенсивной обучающей аспирантурой в области социальных и гуманитарных наук. Последнее время много говорят о необходимости переформатирования традиционной аспирантуры в аспирантуру нового типа, которая сочетала бы напряженное обучение и максимальное вовлечение аспирантов в исследовательскую работу. Европейский Университет реализует эту идею с момента своего создания в 1995 г. Учеба в Европейском требует полной отдачи и постоянного преодоления пределов своих возможностей. Немало помогает стипендиальная поддержка, высвобождающая для занятий наукой. Но Европейский – это еще и особый университетский дух, родившийся из сплава интеллектуальной свободы, интереса к познанию, обоюдного энтузиазма и требовательности как со стороны преподавателей, так и студентов. Меня Университет научил не бояться осваивать новые горизонты, быть готовой к решению задач в междисциплинарном контексте, а в случае моего диссертационного исследования – не отбрасывать возникающие по мере работы сомнения и вопросы, а искать на них ответы, даже если это потребует погружения в узкоспециальные области.

- Чему посвящено ваше диссертационное исследование, над которым вы сейчас работаете?

Мое исследование в определенном смысле междисциплинарное. В первую очередь это, конечно, социологическое исследование, в котором я изучаю, как связаны между собой социальная стратификация и потребление культуры в российском обществе на примере чтения центральной периодической прессы. Но, работая над ним, приходится время от времени вступать на новые для меня территории. Например, прежде чем приступить к анализу данных, мне необходимо было расклассифировать порядка 30 газет, о чтении которых спрашивали респондентов в моей базе данных. Интервью с экспертами медиа сферы не дало согласованных оценок, которые позволили бы выявить устойчивые типологические группы чтения газет. На самом деле в отношении печатных изданий получить такую классификацию можно лишь на основе комплексного анализа, включающего как анализ содержания конкретных номеров изданий, так и учет их формальных характеристик (тиража, периодичности, формата). Подходы к решению таких задач в большей мере проработаны даже не социологами, а теоретиками журналистики, которые мне очень помогли. Для статистического анализа я использую методы анализа категориальных данных: лог-линейный анализ и анализ скрытых классов. Причем, анализ скрытых классов пока формализован лишь в специальных программах, таких как LEM и Latent Gold, работе с которыми тоже нужно дополнительно учиться.

- А какие специальные вопросы возникали у вас в вашем исследовании, в решении которых вам сейчас помогает обучение на отделении статистики ВШЭ?

Для меня очень важно, что, получив математическую подготовку, я могу теперь осваивать литературу по методам, применяемым в моем исследовании, а по тем вопросам, на которые не нахожу ответы сама, консультироваться с преподавателями отделения статистики и с зарубежными коллегами, разговаривая с ними на одном языке. Специальных вопросов возникает очень много. Преимущественного это вопросы методического плана, которые касаются работы с информационной базой и аналитическим инструментарием. Работая с массивами данных, регулярно сталкиваешься с проблемами репрезентативности, пропусков и ошибок в данных. Также необходимо уметь готовить данные к последующему анализу, понимать их специфику, разбираться в тонкостях используемых методов, уметь проверять допущения их применения. На курсах, читаемых на отделении статистики, этим вопросам уделяется большое внимание. Когда освоение методов идет через понимание их математической природы, это делает положение исследователя по отношению к статистической программе менее зависимым. Она воспринимается не как загадочный «черный ящик», но как помощник, сокращающий время расчетов, которые при необходимости можно перепроверить вручную по формулам. Анализируя данные своего исследования на более ранних этапах, меня смущала, например, возможность получения на одном и том же массиве нескольких хороших, но различающихся моделей. Поняв специфику статистического моделирования, сейчас меня это уже не удивляет. На отделении статистики я познакомилась с достаточно удобными и понятными алгоритмами выбора наилучшей модели, оценки ее адекватности.

Где могут быть востребованы подобные знания и навыки?

Если говорить о моей тематике, то помимо исследовательских институтов и высшей школы, эти знания востребованы в компаниях, специализирующихся на исследованиях потребления и медиа измерениях, в маркетинговых отделах компаний-производителей, специальных агентствах, занимающихся мониторингами СМИ.

 

- Каковы ваши общие впечатление от обучения в Вышке? Взгляд со стороны всегда интересен.

Меня восхищает то, насколько насыщена и разнообразна научная и культурная жизнь студентов Вышки. В Высшей школе экономики есть все для развития и образования, оставалось бы еще время. Удивительно, что, несмотря на высокую учебную нагрузку, студенты находят время и на факультативы, тренинги, конференции и стажировки. Жизнь кипит! Без всякого сомнения, Высшая школа экономики – один из самых продвинутых российских вузов. Это видно и по тому, как с внедрением новой информационной среды (LMS) образовательный процесс становится все более доступным в режиме on-line. А преподавание иностранных языков по методикам таким, как IELTS, не только готовит к сдаче международных языковых экзаменов, но еще и структурирует мышление, помогая в учебе и в исследованиях. При этом классические университетские принципы здесь также играют большую роль. Очень важным я считаю то, что на всем периоде обучения проводятся регулярные научно-исследовательские семинары, где обсуждаются вопросы организации научной работы, текущие исследовательские проекты студентов, выносятся на рассмотрение отдельные темы читаемых курсов. На отделении статистики обучение по многим статистическим курсам предполагает написание серьезных аналитических отчетов с отработкой пройденных методик на реальных данных. Для меня в этом двойная польза, я могу отрабатывать методики на данных моего собственного исследования.

 

15 января 2014 г.