• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Моделирование цифрового поведения индивидов

Архипов Н. В.

В кн.: Статистические методы анализа экономики и общества. 14-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов (16-19 мая 2023 г.).. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 35-37.

Опубликован номер журнала Демоскоп Weekly № 459 - 460

Тема номера: Демографические корни Египетской революции

Содержание номера:

 

Объяснения «на поверхности»: экономическая стагнация?  В качестве социально-экономических причин Египетской революции 2011 года чаще всего называются экономическая стагнация, бедность, неравенство, коррупция и безработица. Эти объяснения были широко растиражированы в самых разных СМИ, которые повторяли их практически дословно…

 

Коррупция?  Хорошо видно, что, по мнению «Транспаренси интернашенал», ситуацию с коррупцией в Египте трудно назвать благополучной. Да, в сопоставлении с большинством развитых стран-членов ОЭСР уровень коррупции в Египте выглядит очень высоким. Но то же самое можно сказать и практически о всех остальных странах Третьего (да и, впрочем, Второго) мира. На фоне же этих стран уровень коррупции в Египте выглядит не столь уж и высоким. В целом, по уровню коррумпированности Египет стоит в мире на 80 месте Таким образом, в Третьем (и Втором) мире существуют многие десятки стран с заметно более высоким, чем в Египте уровнем коррупции.

Безработица?  Как мы видим, безработица в Египте последние 20 лет флуктуировала на довольно высоком уровне (в интервале 8–12%). Однако после начала экономических реформ с середины 2000-х гг. она начала достаточно устойчиво снижаться. Вполне предсказуемым образом безработица в Египте несколько выросла в результате мирового финансово-экономического кризиса (хотя и отнюдь не так сильно, как в большинстве других стран мира), но в 2010 году она снова возобновила свое снижение.

Социально-экономическое неравенство?  Динамика показателя, наиболее широко применяемого для измерения уровня экономического неравенства, индекса Джини, в последние десятилетия в Египте флуктуировал в диапазоне 30–33 пункта. Нетрудно видеть, что уровень экономического неравенства в Египте можно назвать высоким разве что по скандинавским меркам. По мировым же меркам можно говорить о том, что в последние годы в Египте наблюдался достаточно умеренный уровень экономического неравенства. Из 145 стран, данные по уровню экономического неравенства в которых приведены в последнем Отчете о человеческом развитии Программы развития ООН, Египет занимает 120-е место. Таким образом более низкий уровень неравенства, чем в Египте, зафиксирован ПРООН лишь в 23 странах мира, а более высокий – в 119, включая такие страны, как Франция, Ирландия, Испания или Индия, и не говоря уже о таких странах, как Грузия, США, Китай, Россия или Мексика.

Бедность и голод?   Некая беспредельная египетская бедность чаще всего фигурирует среди причин Египетской революции. Чаще всего упоминается, что 40% египтян живет менее, чем на 2 доллара в день. Между тем никто почему-то не упоминает показателя крайней бедности – того сколько египтян живет на 1 доллар в день. И неудивительно – потому что по этому показателю ситуация в Египте одна из самых благополучных в мире.

«Мальтузианская ловушка» и выход из нее. Выход Египта из мальтузианской ловушки вполне предсказуемым образом сопровождался стремительным ростом ожидаемой продолжительности жизни, коэффициент смертности при этом всего за 20 лет (с 1970 по 1990 год) сократился почти в два раза! В полным соответствии с теорией демографического перехода, через какое-то время после этого последовало и снижение рождаемости, но, как обычно, с заметным запозданием.

Во всем виноват «бугор»…   Предсказуемым образом, именно в абсолютных числах рост размеров данной возрастной когорты (20-24) выглядит наиболее впечатляюще – как мы видим, всего лишь за последние 15 лет ее численность выросла почти в два раза. А ведь это именно те люди, которые выходят на рынок труда, и понятно, что даже быстро растущей экономике быстро создать миллионы рабочих мест, необходимые для их трудоустройства, практически невозможно. А если экономический рост хоть немного замедлится (хотя бы и по объективным, не зависящим от администрации соответствующей страны обстоятельствам)?
Здесь стоит вернуться снова к вопросу о египетской безработице. Как мы помним, ее уровень к началу Египетской революции был по мировым меркам не особенно высоким – порядка 9%. Но при этом надо учесть то важное (и обусловленное как раз созданным выходом Египта из мальтузианской ловушки «молодежным бугром») обстоятельство, что около половины всех египетских безработных относились именно к возрастной группе 20–24 года! Общее число безработных в Египте – порядка двух с половиной миллионов. Таким образом, в стране накануне революции было более миллиона безработных этой возрастной группы, которые и составили ударную силу революции.