• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Статистика

Мхитарян В. С., Агапова Т. Н., Ильенкова С. Д. и др.

М.: Юрайт, 2024.

Глава в книге
Моделирование цифрового поведения индивидов

Архипов Н. В.

В кн.: Статистические методы анализа экономики и общества. 14-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов (16-19 мая 2023 г.).. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 35-37.

Опубликован новый номер журнала Демоскоп Weekly.

Тема текущего номера: Причины смерти и продолжительность жизни в Молдове

Журнал Демоскоп Weekly.

Содержание:

Почему ряды данных о смертности нуждаются в реконструкции. Анализ долговременных тенденций смертности по причинам смерти осложняется разрывом временных рядов чисел умерших вследствие периодических пересмотров номенклатуры причин смерти. Решение данной проблемы стало возможным благодаря методу восстановления непрерывных временных рядов смертности по причинам смерти, разработанному соавторами этой статьи, сотрудниками Национального института демографических исследований во Франции Жаком Валленом и Франс Меле. Предложенный ими метод позволил восстановить непрерывные ряды смертности за 1965-2009 годы согласно укрупненным рубрикам действующей сейчас Международной классификации болезней (МКБ) X пересмотра и для Молдовы. Сводный обзор номенклатур причин смерти, действовавших на территории республики с 1965 года, с указанием количества рубрик и возрастных групп приведён в таблице.

Шесть периодов эволюции продолжительности жизни в Молдове . На рисунке представлена эволюция скорректированных трендов продолжительности жизни при рождении в Молдове с 1965 года. В динамике показателя можно выделить несколько периодов: 1965-1984 годы – долговременный рост смертности; 1984-1987 годы – антиалкогольная кампания 1985-1987 годов; 1991-1995 годы – экономический кризис; 1995-1998 годы – выход из кризиса; 1998-2008 годы – период медленного улучшения

Неоднозначная динамика показателей причин смерти. Для более полного обзора смертности по причинам смерти рассмотрим эволюцию стандартизированных по возрасту коэффициентов смертности (СКС) вначале для семи основных классов, а затем для детализированных причин смерти. Рост смертности населения с середины 1960-х до 1985 года явился следствием совокупного влияния разнонаправленных трендов смертности от различных причин смерти. С одной стороны, был достигнут значительный прогресс в снижении смертности от инфекционных заболеваний и болезней дыхательной системы. С другой – наблюдались неблагоприятные тенденции смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, внешних причин смерти и новообразований. Рост смертности от заболеваний желудочно-кишечного тракта, особенно у женщин, впечатляет: в 1965-1984 годах СКС увеличился почти в 5 раз у женщин и 3 раза у мужчин. Для сравнения, стандартизированные показатели смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за аналогичный период выросли, соответственно, на 40% и 50%.

Сердечно-сосудистые заболевания: медленное снижение. Сердечно-сосудистые заболевания, доля которых от величины стандартизированного коэффициента общей смертности достигает 60% у мужчин и 70% у женщин, играют главенствующую роль в структуре смертности по причинам смерти в Молдове. На рисунке представлена эволюция стандартизированного коэффициента смертности для трёх основных слагаемых этого класса (болезни сердца, нарушения мозгового кровообращения и другие болезни системы кровообращения), а также для различных нозологических форм болезней сердца.

Тревожная тенденция роста заболеваний желудочно-кишечного тракта. Чрезмерно высокая смертность населения Молдовы в трудоспособных возрастах от болезней органов пищеварения требует более детального анализа. Циррозы печени являются ведущей причиной смерти населения от болезней данного класса (их доля выросла с 60% в 1965 году до 80% в 2008 году). Период длительного падения продолжительности жизни до 1985 года характеризуется экстремальным ростом смертности молдавского населения от циррозов печени, особенно среди женщин: в 1965-1984 годах стандартизированные показатели увеличились у мужчин в 4 раза, а у женщин в 6 раз.

Молодежь меньше гибнет от внешних причин . У мужчин в эволюции смертности от несчастных случаев, отравлений, травм и насильственных причин (внешние причины смерти) можно выделить следующие этапы: длительный рост смертности до конца 1970-х годов, относительная стабилизация до 1985 года, резкое падение в 1985-1987 годах, рост смертности вплоть до 1995 года с пиком в 1992 году вследствие военного конфликта в Приднестровье, падение смертности во второй половине 1990-х годов, и, наконец, возобновление неблагоприятной тенденции с 2001 года. У женщин ситуация складывается более благоприятно: после резкого падения смертности в 1985-1987 годах, дальнейшее снижение ее уровня в целом сохранилось, хотя за последние годы определяется стагнация. Неблагоприятные тенденции смертности от внешних причин у мужчин в последние годы являются результатом роста смертности в возрастных группах старше 35 лет, в то время как в молодых трудоспособных возрастах ситуация выглядит более обнадёживающей. В данном возрастном интервале наблюдается стабильное снижение смертности для ряда внешних причин смерти: убийства, повреждения без уточнения их случайного или преднамеренного характера, несчастные случаи, вызванные огнем, электрическим током и огнестрельным оружием, случайные падения и утопления.

Чем специфичен «молдавский» тип смертности. На фоне стран Молдова выделяется крайне неблагополучной ситуацией, сложившейся у женского населения, в то время как молдавские мужчины «вписались» в общую картину. На уровне причин смерти наибольший вклад в рост смертности молдавского населения внесли заболевания сердечно-сосудистой системы в старших возрастных группах и болезни желудочно-кишечного тракта и внешние причины смерти (у мужчин) в более молодых возрастах. Экстремально высокий уровень смертности от циррозов печени с отсутствием дифференциации по полу является отличительной чертой молдавского типа смертности. Именно эта особенность и определила (и определяет до сих пор) столь выраженное отставание молдавских женщин по уровню продолжительности жизни от других европейских стран.