• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Статистика

Мхитарян В. С., Агапова Т. Н., Ильенкова С. Д. и др.

М.: Юрайт, 2024.

Глава в книге
Моделирование цифрового поведения индивидов

Архипов Н. В.

В кн.: Статистические методы анализа экономики и общества. 14-я Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов (16-19 мая 2023 г.).. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. С. 35-37.

«Я верно служу статистике»

«Я верно служу статистике»

   Владимир Сергеевич Мхитарян в Московском экономико-статистическом институте (МЭСИ) прошел путь от старшего преподавателя на кафедре математической статистики до директора Института статистики и эконометрики. В 2008 году он с командой создал в Вышке отделение статистики, анализа данных и демографии, которое в дальнейшем было преобразовано в департамент статистики и анализа данных. 13 августа Владимир Сергеевич празднует юбилей — 85 лет. Накануне дня рождения он рассказал «Вышке для своих» о долгих отношениях со статистикой и больших ученых, с которыми его свела жизнь.

«Мое детство было голодным, но счастливым»

   Я родился в Нагорном Карабахе, в городе Гадрут. До 1948 года мы жили в Баку, а потом переехали в Москву, где отец после войны получил работу в Министерстве высшего образования РФ. Моя мама по профессии химик, окончила МГУ и по распределению работала в химической лаборатории на Бакинском мясокомбинате, где во время войны освоили производство пенициллина. Я хорошо помню, как они с соседкой обсуждали, как накормить детей и возможность использования в пище картофельных очистков. У соседки было двое детей, у мамы — трое, а мужья на войне. Мое детство было голодным, но счастливым. Мама организовывала праздники и дни рождения. В студенческие годы я попробовал эти детские праздничные угощения, но они мне очень не понравились. В Москве мы поселились в коммунальной квартире на Новокузнецкой улице, в здании, которое раньше принадлежало духовной академии.

«Путь в статистику и со статистикой»

   В 1960 году я окончил механический факультет пищевого института (МТИПП) по модной тогда специальности «автоматизация производственных процессов» без всяких мыслей о статистике, а тем более об экономике. Однако у судьбы, видно, было другое мнение, поэтому я попытаюсь объяснить, как я дошел до статистики. Только оканчивая вуз, я стал задумываться о своем месте в жизни. В 1960 году на 5-м курсе института я увлекся борьбой и в 1968-м стал мастером спорта по самбо.

      В 1960 году я по распределению попал в лабораторию автоматизации ВНИИ зерна. В лаборатории у нас был стенд, где мы ставили эксперименты, результаты которых приходилось обрабатывать с помощью статистических методов, используя аналоговую вычислительную машину МН-7. В это же время я окончил факультет усовершенствования дипломированных инженеров при МЭИ. Однако мы все, молодые специалисты, мечтали после обязательных трех лет работы по распределению перейти в «почтовый ящик» (так в СССР назывались организации с закрытым режимом работы).

      Мысли о статистике, тем более об экономике, у меня в те годы не было. Тогда экономисты не котировались, не то что инженеры-механики. Я поступил в ОКБ МЭИ, где занимался разработкой электрической системы управления телеметрическими наземными антеннами. В 1966 году, уже успешно работая в ОКБ МЭИ, я решил поступать в аспирантуру по планированию экспериментов (направление статистики, связанное с оптимизацией сбора данных). Судьбе это понравилось, и она решила мне подыграть, познакомив с профессором Александром Михайловичем Длином. Он быстро меня убедил, что раз я хочу заниматься статистикой, то должен переходить работать в возглавляемую им Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ) математической статистики и моделирования. Работая там, я поступил в заочную аспирантуру Московского экономико-статистического института (МЭСИ) (сейчас Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — Ред. ) и нашел для себя тему научных исследований на двадцать лет вперед. Эта тема — «Статистические методы контроля качества продукции», по которой я в 1971-м защитил кандидатскую диссертацию.

      Жизнь в лаборатории бурлила. Работали по 10–12 часов в сутки, писали отчеты, сдавали их заказчику, готовили и защищали кандидатские диссертации. Я проводил исследования на Бакинском машиностроительном заводе имени лейтенанта Шмидта и Ленинградском заводе имени Лепсе. В итоге все восемь руководителей групп - аспирантов Александра Михайловича Длина защитили кандидатские диссертации. На семинарах лаборатории выступали такие выдающиеся статистики, как профессора Арон Яковлевич Боярский и Борис Цезаревич Урланис. В это же время я познакомился с профессором Сергеем Артемьевичем Айвазяном, который в течение пятидесяти лет был моим другом, коллегой, наставником и учителем. Его отец Артемий Айвазян возглавлял знаменитый в моей молодости джаз-оркестр «Армения».

«Я жил от лекции до лекции»

      В 1972 году судьба во второй раз вмешалась в мою жизнь. Во время встречи в МЭСИ профессор Илья Григорьевич Венецкий обратился ко мне с просьбой порекомендовать преподавателя-парня к нему на кафедру. Я спросил: «А я не подойду?» Он ответил: «Приходи». Так с сентября 1972 года я стал преподавателем кафедры высшей математики. Сейчас об этом легко говорить, но представьте: я высшую математику закончил изучать в 1956 году, а в 1972-м, спустя шестнадцать лет, начал преподавать математический анализ. Иллюзий насчет себя я не питал. Жил от лекции до лекции. Напряжение было колоссальное. И ничего, выдержал.

      В июне 1973 года по инициативе двух выдающихся ученых, Ильи Григорьевича Венецкого и Александра Михайловича Длина, в МЭСИ на базе кафедр высшей математики и теории вероятностей была образована кафедра математической статистики. Первым заведующим кафедрой стал профессор Венецкий, крупнейший специалист в области вероятностно-статистических и математических методов в демографии. Я на кафедру пришел в сентябре 1973 года, и с этого момента мы с судьбой в согласии: я верно служу статистике, и это ей, по-моему, нравится. Она постоянно требует к себе внимания и новых результатов, но успехи мои замечает, а иногда даже отмечает заслуги.

      С 1982 по 1992 год кафедру возглавлял д.т.н., профессор Абрам Моисеевич Дубров, который создал на кафедре новое направление — многомерные статистические методы — и добился широкого использования вычислительной техники в учебном процессе кафедры. Он был научным консультантом по моей докторской диссертации, которую я защитил в 1985 году.


     Несомненным событием стало привлечение к работе на кафедре ученого с мировым именем д.ф.-м.н., профессора Сергея Артемьевича Айвазяна, который разработал на кафедре курсы «Эконометрика» и «Эконометрическое моделирование». В 1995 году кафедра была переименована в кафедру математической статистики и эконометрики.

      На кафедре математической статистики МЭСИ я прошел большой путь. Начинал старшим преподавателем, потом работал доцентом, профессором, а с 1992 года — заведующим кафедрой, деканом факультета статистики, директором Института статистики и эконометрики, председателем научно-методических советов объединения вузов России по статистике, а затем и по математическим методам в экономике, а также председателем диссертационного совета при МЭСИ по специальности «статистика». Мне предлагали, а отказываться тогда было не принято.

      В середине 90-х, будучи координатором от МЭСИ по проекту TACIS «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах», я начал сотрудничать с ВШЭ, головным вузом по проекту. В рамках проекта в МЭСИ магистерскую подготовку по направлению «статистика» прошли и получили диплом магистра 15 преподавателей региональных вузов. В рамках проекта TACIS в 1998 году мы с Сергеем Артемьевичем Айвазяном издали учебник «Прикладная статистика и основы эконометрики», который позволил с единых позиций консолидировать главные составные части статистического образования: теорию вероятностей, математическую статистику, многомерные статистические методы и основы эконометрики. В 1999 году наш учебник был признан лучшим русскоязычным учебником, подготовленном по программе TAСIS.

«Предложение, от которого невозможно отказаться»

      В 2008 году судьба решила еще раз меня испытать. Во время встречи с ректором ВШЭ Ярославом Ивановичем Кузьминовым и проректором Вадимом Валерьевичем Радаевым я получил «предложение, от которого невозможно отказаться». Мне с моей командой предложили организовать на факультете экономики отделение статистики, анализа данных и демографии со своим набором бюджетных студентов по направлению «экономика», учебными планами и программами бакалавриата и магистратуры. Так 1 апреля 2008 года мы с моим заместителем, профессором Вячеславом Павловичем Сиротиным, начали работать в Высшей школе экономики, а в сентябре того же года начались занятия со студентами в нашем бакалавриате и в магистратуре.

      Начинать историю с чистого листа — всегда сложная и интересная работа, и мы ее сделали. С 2012 года отделение статистики, преобразованное позднее в департамент статистики и анализа данных, ежегодно выпускает студентов бакалавриата и магистратуры. Мы гордимся своими выпускниками. Много хорошего можно сказать о наших студентах, которые ориентированы на получение знаний.

      В департаменте статистики и анализа данных сформировалась команда преподавателей, имеющих значительный опыт педагогической деятельности, достаточно активных в научном плане, умеющих и желающих работать.

      Следует отметить поступление в департамент в 2010 году д.ф.-м.н., профессора Валентина Дмитриевича Конакова, которого я знал еще со школьных лет. В 2014 году по его инициативе была создана Международная лаборатория стохастического анализа и его приложений. Лаборатория собрала вместе ведущих исследователей из Германии, США, Франции, России и Великобритании.

     Начиная с 2010 года мы ежегодно организуем и проводим в НИУ ВШЭ Международную научно-практическую конференцию студентов и аспирантов «Статистические методы анализа экономики и общества». Проведенные 14 конференций показали наличие у студентов и аспирантов интереса к социально-экономическим измерениям, практике выборочных статистических обследований, к применению многомерных статистических и эконометрических методов для анализа социально-экономи­ческих явлений.

      На счету нашего департамента также четыре Международные научные конференции «Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценке качества», которые мы проводили совместно с ЦЭМИ РАН. Последняя конференция была посвящена памяти Сергея Артемьевича Айвазяна.

      Еще в МЭСИ мы разрабатывали всероссийские стандарты по подготовке статистиков и выстроили последовательность изучения двухмодульных (семестровых) курсов статистического инструментария: во втором семестре — теория вероятности, затем математическая статистика, многомерные статистические методы, эконометрика пространственная, эконометрика временная и эконометрическое моделирование. В Вышке мы используем эту цепочку.

     В период с 1982 по 2021 год мною было подготовлено в качестве научного консультанта 28 докторов экономических наук, а в качестве научного руководителя — 80 кандидатов экономических наук (в том числе 18 иностранных специалистов, получивших диплом PhD). Я горжусь, что мой аспирант из Монголии Батболдын Энхтувшин, который в 1982 году защитил под моим руководством кандидатскую диссертацию, а в 1991 году — докторскую, в 2009 году был избран президентом Академии наук Монголии. И что особенно приятно, при переизбрании на второй срок в 2013 году за него проголосовало 96% академиков.

      Последние три года я являюсь профессором-исследователем, а департамент статистики и анализа данных возглавляет д.э.н., профессор Александр Евгеньевич Суринов, с приходом которого департамент получил новый импульс развития. При департаменте открылся Центр экономических измерений и статистики и Научно-учебная лаборатория измерения благосостояния.

      В заключение хочу сказать, что статистика — очень увлекательная, перспективная и явно недооцененная в нашей стране профессиональная область. В современной рыночной экономике будет постоянно расти потребность в статистиках, специалистах по измерениям и количественной оценке социально-экономической ситуации, анализу данных и статистическому обеспечению принятия решений. Я своим студентам говорю, что аналитик — это специалист, который решает задачи, о которых другие говорят, что они нерешаемые.