«Экономисты должны научиться разговаривать»
30 сентября Высшая школа экономики стала площадкой для первого заседания Клуба экономической политики, посвященного проблеме применения экономических теорий и исследований на практике. После вступительной речи одного из инициаторов клуба, профессора департамента теоретической экономики факультета экономических наук Высшей школы экономики Мартина Гилмана, с основным докладом выступил руководитель Института стран с переходной экономикой Банка Финляндии Иикка Корхонен, а затем свои экспертные мнения выразили другие участники встречи – ведущие российские и мировые экономисты, включая Ярослава Кузьминова и Сергея Пекарского, которых внимательно слушала стажёр Лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Милена Серкебаева.
В рамках своего доклада на тему «Когда максимизация общественного благосостояния не является целью политики: почему реальные меры зачастую так отличаются от рекомендаций экономистов» доктор Иикка Корхонен выделил несколько главных причин расхождения экономических теорий с действиями политиков. Одна из самых распространенных в научном сообществе идей заключается в том, что политики, преследуя собственные интересы, будь то максимизация шансов переизбрания или повышение личного благосостояния, не видят необходимости в проведении экономических реформ. «Практически все политические системы предпочитают сохранять статус-кво», – отметил докладчик.
Однако, как показал господин Корхонен на примере реформ 2010–2012 годов в Иране, даже когда политические деятели следуют всем предписаниям экономистов, результат не всегда соответствует ожиданиям. В ходе реформ правительство Ирана планировало снизить уровень бедности в стране за счет перераспределения доходов между активно на тот момент субсидируемым энергетическим сектором (субсидии в 2010 году составили почти 22% ВВП) и нуждающимся населением. Политика должна была позитивно отразиться и на населении в целом, и на самом секторе: цены готовой продукции должны были вырасти, увеличив прибыли фирм и избавив их тем самым от необходимости в нелегальной контрабанде в другие страны с более высокими рыночными ценами. Теория предсказывала успех, но на практике – провал. Цены действительно повысились, но средства, сэкономленные государством, были лишь частично перераспределены в пользу населения в силу отсутствия у правительства адекватных данных об уровне доходов. Обремененные высокими ценами на энергоносители, не получившие обещанные социальные выплаты, жители Ирана начали выходить на демонстрации. В 2016 году правительство официально отказалось от продолжения реформы.
Еще один фактор, отмеченный докладчиком, заключается в том, что при любом курсе экономической политики всегда найдутся группы, которые будут стремиться блокировать изменения, чтобы сохранить свое выгодное положение. Так, на протяжении более 100 лет производители судоходного транспорта США пользуются привилегиями закона о торговом флоте от 1920 года, согласно которому товары, транспортируемые между портами страны, должны перевозиться на судах, построенных в США, принадлежащих США и управляемых гражданами США. Экономисты негодуют: такая политика приводит к увеличению транспортных издержек (особенно для островных территорий, таких как Гуам и Пуэрто-Рико), а соответственно, и повышению общего уровня цен, делая продукцию страны менее конкурентоспособной. Тем не менее, неэффективный с экономической точки зрения закон продолжает функционировать по сей день.
Таким образом, сложность имплементации эффективных экономических теорий в процесс принятия решений – проблема, обусловленная различными факторами и присущая как развитым, так и развивающимся странам, но проведение реформ все еще является необходимым условием экономического процветания. Завершая доклад, доктор Корхонен подчеркнул: «Многие богатые страны стали богатыми, потому что хотя бы какую-то политику они смогли реализовать правильно».
Поблагодарив коллег за внимание, доктор Корхонен призвал участников заседания вместе попробовать ответить на вопрос: как должны действовать экономисты в ситуации, когда очень сложно оценить последствия проведения той или иной политики. В ходе совместного обсуждения эксперты рассмотрели несколько дополнительных аспектов главной проблемы.
С кратким изложением главных тезисов Доклада о мировом развитии выступил директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн. Согласно докладу, две главные причины мешают проведению эффективной экономической политики: исключение определенных социальных групп из политической деятельности и захват рынков неэффективными коррумпированными фирмами. Делая процесс принятия решений более транспарентным и инклюзивным, государства совместно с международными организациями способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
Проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Наталья Волчкова указала на важность знания и понимания теории политическими деятелями, участвующими в принятии решений: «Интуиции недостаточно, чтобы получить правильный результат». Госпожа Волчкова отметила, что положение осложняется еще и тем, что сама теория не всегда идеально описывает ситуацию. По ее мнению, экономические теории часто дают хорошую базу, объясняющую поведение экономических агентов в статике, а чтобы совершить переход, осуществить реформу, необходимо понимать их поведение в динамике.
Директор Института торговой политики, профессор НИУ ВШЭ Александр Данильцев поддержал беседу о несовершенстве теории замечанием, что каждая теория имеет ограничения к применению, экспертам нужно учитывать их в каждом конкретном случае.
О пагубности чререзмерного упрощения теорий и аргументов со стороны экономических экспертов высказался декан Факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский: «Часто экономисты знают слишком много, но не всегда могут донести все тонкости до тех, кто участвует в принятии решений».
В завершение научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул важность осознания экономистами наличия других, порой доминирующих над экономическим равновесием, аспектов развития страны: «Экономисты должны научиться разговаривать с носителями других пониманий общественного развития». Данные аспекты могут не всегда совпадать, а иногда даже могут и противоречить предписаниям экономических экспертов, но это не означает, что их не нужно принимать во внимание.