От токенов до городских промзон: в Вышке прошел первый молодежный форум по креативной экономике
В НИУ ВШЭ состоялся I Международный форум молодых исследователей креативной экономики. Молодые ученые, аспиранты и студенты обсудили ключевые тренды развития креативных индустрий экономики, влияние на их развитие пандемии COVID-19 и цифровизации, а также подходы к оценке креативного потенциала городов и регионов.
I Международный форум молодых исследователей креативной экономики стал молодежной площадкой международной научной конференции «Креативная экономика: на пути к посткризисному восстановлению и устойчивому развитию», организованной Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Участники молодежного форума — студенты и аспиранты — заранее присылали на конкурс свои исследования, лучшие из которых вошли в программу выступлений.
В фокусе молодых исследователей оказались разные темы — от музыки, написанной искусственным интеллектом, до развития креативных кластеров на месте бывших промзон в больших городах. Так, например, студентка Института экономики, государственного управления и финансов Сибирского федерального университета Екатерина Семенова взялась рассмотреть NFT как инструмент развития цифрового искусства. NFT — это невзаимозаменяемый токен (non-fungible token), то есть вид криптографических токенов, который уникален и не может подлежать обмену на другой. Цифровое искусство — это то, что создается с помощью гаджетов, например коллаж художника Beeple, который продали за рекордные 69 млн долларов (через NFT-токены).
NFT-токены стали важным и новым этапом в развитии финансирования искусства, отметила Екатерина Семенова. По ее словам, их привлекательность для креативной индустрии состоит в том, что они способствуют сохранению авторских прав на любой цифровой объект, который был приобретен подобным образом. Например, тот, кто купил ранее упомянутый коллаж Beeple, может не иметь его в физическом варианте, но являться единственным обладателем прав на данную картину. Поэтому технология NFT может найти применение в креативных индустриях экономики России и повлиять на инвестиционную привлекательность и темпы развития креативной сферы в экономике страны, полагает Екатерина Семенова.
Младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории исследований мультисенсорного опыта пользователя городской среды НИУ ВШЭ Александр Михайлов посвятил свой доклад пространствам креативных городских кластеров. Он разбирал это явление на примере Басманного района Москвы.
![Центр креативных индустрий Artplay Центр креативных индустрий Artplay](/pubs/share/direct/528225481.jpg)
Креативный кластер, по его словам, является неким онлайн- или офлайн-пространством, которое соединяет творческие индустрии и их представителей. Он привел результаты большого исследования, проведенного в рамках проектной группы «Культурная и гуманитарная география города». В нем были проанализированы кластеры на примере известного столичного арт-района, который включает в себя такие пространства, как Artplay, «Винзавод» и «Арма», расположившиеся на задворках Курского вокзала.
Для исследования кластеров особенно важны их взаимоотношения с окружающей территорией с точки зрения физического и экономического контекста, а также восприятия жителями района, пояснил Александр Михайлов. В приведенном примере выбор локации был обусловлен экономическими причинами: эта производственная зона максимально приближена к центру Москвы. Результаты исследования показали, что Басманный район в силу своего расположения и исторического развития всегда был местом развития креативности.
В то же время сказывается позитивное влияние этого пространства на другие креативные кластеры, так как они пытаются заимствовать некоторые отдельные практики «Винзавода», Artplay и «Армы», добавил Александр Михайлов.
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Развитие креативных пространств в городах и в целом повышение инновационной привлекательности городов в большой степени зависят от активности действий властей. На примере Москвы мы видим, как старые промышленные зоны трансформируются в креативные кварталы. Возможно, их влияние на близлежащие районы пока недостаточно позитивно, но последовательная политика московского правительства по ревитализации старых территорий, улучшению облика города, привлечению и поддержке креативного предпринимательства (чем, в частности, занимается недавно созданное Агентство креативных индустрий) даст свои плоды в будущем.
Экспертное жюри с участием российских и международных исследователей, а также представителей Минобрнауки России высоко оценило работу Александра Михайлова. Аналогичной оценки удостоилась и Анна Шерстнева из МГУ, которая изучила, можно ли применить успешный опыт Лондона по развитию креативных кластеров для ревитализации промзон в Москве. В число фаворитов конкурса вошло также исследование Евгении Евпак и Григория Консона из НИУ ВШЭ, посвященное генеративной музыке как актуальному тренду мировой музыкальной индустрии.
Также на форуме молодых исследователей прозвучали доклады об отражении COVID-19 в творческих индустриях, о влиянии цифровых платформ на развитие креативной экономики, роли Instagram- и TikTok-блогинга в креативной экономике. Все участники форума получили рекомендации экспертов по своим исследованиям.
Текст подготовили стажеры-исследователи Лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Анжелика Бутова и Яна Лысюк
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора