Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Вышка школьникам»: чем запомнился День открытых дверей университета

15 сентября состоялся День открытых дверей «Вышка школьникам» для учащихся школ и их родителей. Более 5000 участников смогли посетить мероприятие и познакомиться с проектами НИУ ВШЭ для школьников 5–11-х классов.

Пространство корпуса Высшей школы экономики на Покровском бульваре в этот день напоминало площадку большого фестиваля. В атриуме были представлены стенды проектов, где участники могли получить консультацию по доступным школьникам образовательным мероприятиям и активностям, а на сцене в формате TED выступали эксперты образовательной сферы из Вышки и компаний-партнеров.

Александр Чеповский
Александр Чеповский
© Высшая школа экономики

С приветственным словом выступил Александр Чеповский, директор по стратегической работе с абитуриентами НИУ ВШЭ: «Важно выбрать для себя направление дальнейшего образования и познакомиться с вузами задолго до начала учебы, поэтому мы и решили провести мероприятие такого формата. Именно сегодня вы можете изучить все проекты Вышки для школьников и принять участие в тех мастер-классах и лекциях, которые вам наиболее интересны. Уверен, каждый из вас найдет то важное и полезное для себя, что поможет в будущем». При этом участие в образовательных довузовских проектах Вышки дает не только знания и навыки, но и возможность получить скидку или бонусы при поступлении в вуз, отметил Александр Чеповский.

Одним из держателей таких проектов является факультет довузовской подготовки (ФДП), который в этом году отпраздновал свой 30-летний юбилей. О факультете рассказала его декан Светлана Квашонкина: «Мы набираем и обучаем школьников с 4-го по 11-й класс. Наши преподаватели — эксперты ОГЭ/ЕГЭ и кандидаты наук, которые знают, как помочь учащимся выявить свои интересы и таланты как можно раньше и определить индивидуальную образовательную траекторию. Вот уже 30 лет наши выпускники становятся студентами Вышки. При поступлении они могут получить скидку до 100% на обучение или другие преференции».

Данил Фёдоровых
Данил Фёдоровых
© Высшая школа экономики

Получить бонусы при поступлении можно по результатам участия в интеллектуальных состязаниях. Данил Фёдоровых, заместитель проректора, рассказал о современных олимпиадах для школьников и отметил: «45% поступивших в московскую Вышку на бюджетные места в этому году были зачислены без вступительных испытаний. При этом олимпиады нужны не только для поступления в университет — сейчас они трансформируются в сторону практической значимости, помогают школьникам более осознанно определять свою траекторию и развивают логическое мышление».

Заведующий Лабораторией современной школьной географии и краеведения факультета географии и геоинформационных технологий Сергей Баринов показал, что спектр деятельности современных географов давно вышел за рамки стереотипов прошлого. Сегодня они проводят инженерные изыскания, создают карты для таких цифровых сервисов, как «Яндекс.Карты» и 2ГИС, защищают заповедники, занимаются проблемами климата. Выпускники факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ работают в государственных структурах, международных компаниях и активно применяют современные технологии, например искусственный интеллект и deep learning.

Для тех, кто мечтает о карьере вне офиса, полной приключений и научных открытий, преподаватель факультета социальных наук Георгий Сталинов рассказал о том, как построить карьеру Индианы Джонса, и поделился своим опытом полевых исследований.

Перед собравшимися выступили и другие представители подразделений Вышки: факультетов и институтов, онлайн-школы дополнительного образования УНИК+, а также Лицея НИУ ВШЭ и компаний — партнеров университета.

Партнеры мероприятия

Партнерами Дня открытых дверей «Вышка школьникам» стали 10 организаций: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, премия Росприроднадзора «Экология — дело каждого», Российское общество «Знание», Сбер, МТС, VK Education, Kept, Международный инженерный чемпионат CASE-IN, сеть английских детских садов и клубов English Preschool Discovery, а также Центр межолимпиадной подготовки школьников и студентов, представивший Международную олимпиаду по финансовой безопасности. Их представители установили свои стенды, выступили на сцене и провели увлекательные мастер-классы.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы анонсировал проект «МосЭкоШкола», направленный на повышение экологической грамотности и развитие экопроектов для «Москвы 2030». Стратегический партнер проекта — Институт экологии НИУ ВШЭ, эксперты которого провели мастер-класс по созданию экопроектов с помощью искусственного интеллекта, после чего школьники презентовали свои идеи и получили консультации сотрудников экоцентров.

Елена Жаркова

Елена Жаркова, начальник Управления экологического образования и просвещения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, рассказала о проекте более подробно: «Москва — самый зеленый мегаполис мира. Здесь и сейчас работают, растут, учатся и формируют свой кругозор лучшие специалисты во всех областях, именно поэтому критически важно становление внутренней экологической культуры, моделей поведения и мышления для формирования среды экологического благополучия. Задача нашего проекта “МосЭкоШкола” состоит в том, чтобы дать школьникам широкий научный экологический кругозор на будущее, долгосрочную сильную мотивацию и ежедневные навыки по бережному потреблению и ведению домашнего хозяйства, эковолонтерству, экотуризму и другим обязательным компетенциям экологического благополучия граждан».

Светлана Радионова

Эксперты Международной премии Росприроднадзора «Экология — дело каждого» и Института экологии провели мастер-класс по экопросвещению. Участие проекта в мероприятии прокомментировала руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова: «Выбирать профессию и дальнейшее обучение лучше всего через практику — создание своих проектов и общение с экспертами. НИУ ВШЭ как один из ведущих вузов предлагает для этого все возможности, в том числе благодаря сотрудничеству с Международной премией Росприроднадзора “Экология — дело каждого”, в которой сегодня участвует около 80 стран. Победители премии получают дополнительные баллы при поступлении в ВШЭ и другие университеты, но главное — наши участники растут вместе с нами. Благодарим наших партнеров, Институт экологии НИУ ВШЭ и всех участников за вклад в повышение экологического благополучия России и свое личное развитие».

Гаяне Багдасарян

Представители Сбера презентовали программу стажировок для старшекурсников Sberseasons, рассказали о кейс-чемпионате для школьников и о поддержке со стороны банка при обучении в университете. Гаяне Багдасарян, руководитель направления департамента «Занять и сберегать» Сбера, успела поделиться обратной связью о мероприятии Вышки: «Существенное количество студентов ВШЭ используют льготный кредит для оплаты обучения. Такие встречи, как “Вышка школьникам”, — хорошая возможность получить информацию о программах государственной поддержки непосредственно от тех, кто отвечает за их реализацию. Это помогает избежать непонимания и позволяет задать вопросы, которые могут возникнуть у абитуриентов и их родителей».

Алёна Штабина

На Дне открытых дверей «Вышка школьникам» участники узнали о профориентационных проектах VK Education и протестировали востребованные профессии в симуляторе «Тест-драйв IT-профессий», а также познакомились с онлайн-программой «IT-дайвинг» — возможностью погрузиться в рабочие будни сотрудников VK и получить первый опыт решения реальных бизнес-задач. «Совместно с НИУ ВШЭ VK Education реализует различные цифровые проекты для молодежи с фокусом на практику. На всех программах студенты разбирают технологические кейсы продуктов и сервисов VK и работают над реальными IT-проектами под руководством экспертов компании. А чтобы школьники могли сделать осознанный выбор, мы предлагаем множество способов попробовать себя в разных направлениях IT и digital еще до поступления», — рассказывает Алёна Штабина, руководитель профориентационных и просветительских проектов VK.

Елена Янгаева

Руководитель направления обучения и развития ПАО «МТС» Елена Янгаева представила «Атлас профессий», в котором выделено 300 востребованных профессий будущего. «Из-за быстрого развития технологий точно предсказать будущее невозможно: поколения, рожденные в 2010 году и позднее, могут освоить за свою жизнь от 15 до 30 различных профессий. Чтобы оставаться востребованным, нужно развивать мягкие навыки, изучать базовые науки, такие как математика, лингвистика, история и естественные науки, развивать творческие способности, креативное мышление и навык непрерывного обучения», — считает Елена.

Кроме того, компания МТС установила в атриуме фотокабину.

Школьники могли пообщаться с представителями всех партнеров мероприятия, узнать о профессиональных перспективах и задать интересующие их вопросы, а на стенде Kept — поиграть в настольные игры и получить карточки с предсказаниями.

Мастер-классы: от иероглифов до ИИ

Мастер-классы — отличный способ узнать больше о Вышке и возможностях выбора будущей профессии, утверждают школьники.

Мастер-классы проводили в течение дня практически все факультеты Вышки и партнеры мероприятия. Китайские иероглифы, лингвистические задачи, финансы, технологии искусственного интеллекта и еще более 50 тем интерактивных занятий было предложено школьникам разных возрастов. 

Многие мастер-классы были посвящены профессиям будущего и применению технологий искусственного интеллекта. Например, руководитель направления «Цифровой продукт и искусственный интеллект» Школы дизайна НИУ ВШЭ и куратор онлайн-школы УНИК+ Вадим Булгаков провел мастер-класс «Творим с ИИ: простые шаги в будущее». Заведующий Центром экосистемной интеграции Школы инноватики и предпринимательства Александр Лодышкин рассказал о применении ИИ в проектной работе, а доцент Института медиа Александр Куприянов — о пользе ИИ-инструментов в медиа.

Старший преподаватель Международного института экономики и финансов ВШЭ Олеся Кондрахина провела мастер-класс «Управление личными финансами для школьников» и рассказала, как сохранить и приумножить капитал независимо от возраста. «Те люди, которые концентрировались на контроле финансов, быстрее достигали финансовой независимости», — сказала Олеся и порекомендовала составлять бюджет, следить за расходами и сравнивать доходы, чтобы правильно управлять своими деньгами.

Для того чтобы напомнить, что Вышка — это не только про учебу, но и про творчество и активный досуг, участники Китайского клуба провели мастер-класс «Загадки китайского искусства кисти», а студентка программы «Медиакоммуникации» Софья организовала урок танцев в стиле k-pop.

Кристина Яковлева, 9-й класс

«Впечатления от мероприятия у меня остались самые положительные. Очень удобно, что в одном месте и в один день можно было узнать про все на свете: и олимпиады, и лицей Вышки, и другие дополнительные занятия. Я уже записалась на факультет довузовской подготовки, чтобы подготовиться к поступлению в лицей в следующем году. Думаю, все получится!»

Виктория Гаврикова, 10-й класс

«От обучения в Вышке я жду не только знаний, но и интересных знакомств, общения с профессионалами и всестороннего развития. Сегодня больше всего мне понравился мастер-класс по Public Speaking».

Виолетта Митченкова, 11-й класс

«Мне понравились масштабы вуза и то, как здесь все организовано! Не зря пригласила с собой подругу: мы интересно и с пользой провели время».

Ксения Титова, 11-й класс

«Больше всего мне запомнилось то, что студенты, которые показывают разные стороны Вышки, доброжелательны и с радостью консультируют по всем вопросам. Мои ожидания от мероприятия оправдались: я узнала больше об олимпиадах, пообщалась со студентами программы “Медиакоммуникации”. Надеюсь, если я буду усердно работать, Вышка даст мне то, чего я хочу».

Как определиться с будущей профессией

Многие из пришедших школьников сразу направлялись в сторону профориентационных тестирований и викторин, где они могли попробовать себя в разных ролях и определиться с вектором развития. Большая часть из них позже призналась, что участие именно в этих активностях стало самым ярким и значимым событием дня.

Среди профориентационных мероприятий был мастер-класс «Кто я такой?», который провела психолог Елена Пожарская, представитель факультета довузовской подготовки. Занятие включало в себя тестирование с персональной обработкой результатов и предоставление ссылки на матрицу профессий, показывающую, какие направления в ВШЭ подходят данному участнику.

Елена также рассказала о важности темперамента — врожденной характеристики, которая влияет на скорость, силу и уравновешенность реакций человека: «Он проявляется в мышлении, речи и манере общения, но не определяет интересы, интеллект или успехи. Темперамент не равен характеру и может частично корректироваться, однако доминирующие черты остаются постоянными».

Познакомиться с проектами НИУ ВШЭ для школьников

Календарь событий для поступающих

Подписаться на новости для абитуриентов

Текст: Елизавета Логинова, Федор Артюшенко, Софья Ходакова, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ