Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва, АУК "Покровский бульвар", Покровский б-р, д.11, каб. Т523
Телефон: +7(495)772-95-90 *27379
E-mail: nberzon@hse.ru
Анцыгина А. Л., Балакина Т. П., Бекзентеев М. Р. и др.
Т. 3: Математика. Информатика. Финансовая грамотность. Основы бизнеса. Экономика. ООО "Ваш формат", 2024.
Галанова А. В., Овсяник В. А.
Наука и практика. Научно-аналитический журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2024. Т. 16. № 3 (55). С. 37-50.
В кн.: Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. БРЭ, 2023.
Какими навыками должен обладать специалист по финансам, чтобы быть конкурентоспособным на рынке? Как и чему учат финансистов в современном университете? Чем финансовая грамотность отличается от финансового образования? Об этом на вебинаре «Вся правда о теории и практике мира финансов. Чему учиться и как быть востребованным» рассказали известный финансист, профессор Вышки Евгений Коган и академический руководитель магистерской программы «Финансовый инжиниринг», профессор факультета экономических наук ВШЭ Николай Берзон.
Спикеры обсудили, как пандемия повлияла на образование и, в частности, на обучение в Высшей школе экономики. Вышка всегда сотрудничала с зарубежными вузами, но сейчас обучающих поездок не происходит, все лекции читаются в онлайн-формате. «Это некомфортно, но лучше так, чем изолироваться и заниматься наукой только внутри нашего коллектива, крутиться в этом замкнутом пространстве. Всегда надо выходить во ешний мир. Да, пандемия усложнила жизнь, но жизнь не остановилась», – говорит Николай Берзон.
Переход в онлайн имеет свои положительные стороны. Так, качество образования в мегаполисах сильно отличается от региональных вузов, поэтому Высшая школа экономики формирует пул вузов-партнеров в регионах, а также создает бесплатные программы повышения квалификации для региональных преподавателей. Пандемия ускорила процесс перехода в онлайн, и теперь студент партнерского вуза получает информацию от лучших преподавателей Вышки, находясь при этом в родном городе. Но выбор между региональным и столичным вузом – не единственная альтернатива, доступная будущему студенту. Самые амбициозные абитуриенты готовы отправиться не только в Москву или Санкт-Петербург, но и в другие страны.
Где же лучше всего учиться? Еще несколько лет назад ответ на этот вопрос был прост – учиться лучше за рубежом. А что сейчас, приблизились ли российские вузы к уровню западных топ-университетов? «Однозначного ответа нет. Все зависит от того, какой вуз вы выберете для учебы в России и какой за рубежом. Поэтому первоначально надо выбирать площадку, – полагает Николай Берзон. – Сегодня в Высшей школе экономики примерно 15% профессорско-преподавательского состава являются представителями университетов Запада. Таким образом, быть студентом зарубежного вуза или хорошего университета в России значит получить эквивалентные знания».
Для тех, кто все-таки мечтает о дипломе западного университета, в НИУ ВШЭ действует программа двойных дипломов. Первый год студент обучается в России, на второй год уезжает в университет-партнер. Все курсы, пройденные в России, засчитываются в зарубежном вузе и наоборот. В конце обучения выпускник получает сразу два диплома.
Сегодня меняются не только форматы – меняется и сама структура обучения. Ведь стать полноценным специалистом невозможно без практики. Но наработать ее во время учебы не всегда получается.
Николай Берзон полагает, что «мы должны обязательно приглашать в университет работать людей-практиков, которые поделятся своим опытом и знаниями». Он рассказал, что в Высшей школе экономики ввели такую форму занятий, как проектный семинар. Специалисты-практики заказывают проект, для реализации которого формируются студенческие команды. У проекта есть два соруководителя. Один соруководитель – это представитель ВШЭ, второй – человек из компании, которая сделала заказ. «Ребята получают навыки практической работы, а также учатся работать в команде. Сейчас индивидуал, яркая личность в одиночку ничего не сделает. Он должен создать вокруг себя команду. А чтобы сделать это, нужно обладать определенными лидерскими навыками, уметь слушать других и отстаивать свою точку зрения», – говорит Николай Бернзон.
Умение работать в команде, правильно выстраивать коммуникацию с коллегами, вырабатывать совместные решения – это те самые softskills, или «гибкие навыки», необходимые каждому современному человеку. Hardskills, базовые знания профильного специалиста, тоже включены в программу.
«На моей магистерской программе “Финансовый инжиниринг” есть три обязательных дисциплины, знание которых необходимо студенту-финансисту», – рассказывает Николай Берзон. Первая – это макроэкономика. Вторая, также важная для современного экономиста, – это эконометрика. Сегодня ни одно серьезное исследование не проходит без эконометрических моделей. Третья дисциплина – это основы функционирования финансовых рынков. «Помимо этого, у нас есть огромный пул дисциплин по выбору. Таким образом, студент может выбрать и сформировать свою собственную индивидуальную траекторию обучения», – отмечает он.
Евгений Коган считает необходимым добавить также курсы по психологии и «кейсологии».
Например, выходят шокирующие цифры по нашей инфляции. У нормального финансиста уже имеется три-четыре кейса, в том числе кейс Пола Волкера. Помните, что он сделал при Рейгане? В тот момент, когда в Америке случилась инфляция, Волкер объявил ставку около 21%, а потом начал потихоньку понижать. Так вот, это область кейсологии. Хороший финансист, мне кажется, мыслит кейсами. Он понимает, что какая-то подобная ситуация уже случалась, и тогда она решалась так, а не иначе.
Также на стыке психологии и финансов лежит область поведенческих финансов. Это новое и очень перспективное направление. Пока достойных курсов по нему нет, но Евгений Коган допустил возможность подготовки такого курса в Вышке – идеальной университетской среде для инноваций.
Финансовые структуры, как и весь мир, развиваются и усложняются. Сегодня экономике нужны не просто финансисты, а финансовые технологи, те самые финансовые инженеры, которых обучают по программе «Финансовый инжиниринг». Умение пересобрать с нуля и создать новый финансовый инструмент – одно из самых востребованных в современном мире.
Новые созданные инструменты Николай Берзон называет «гибридными». Первый гибрид – конвертируемые облигации. Это начальный финансовый инструмент, который мы изучаем со студентами. Дальше следует более сложный финансовый инструмент – так называемые структурные ноты. Это структурные финансовые продукты, в которые зашит какой-нибудь консервативный инструмент в виде банковского депозита или супернадежной облигации. И плюс в этот финансовый инструмент встраиваются еще и опционы.
Второе направление финансовой инженерии, по мнению Николая Берзона, – это конструирование новых финансовых продуктов. Здесь полностью работает фантазия, так как надо сконструировать такой продукт, который был бы выгоден, с одной стороны, компании-эмитенту, выпускающей и продающей этот продукт, а с другой стороны – был бы интересен нам как инвесторам.
В разговоре спикеры много раз упоминали понятие финансовой грамотности. Одно из определений Евгений Коган сформулировал так: «Финансово грамотный человек не возьмет кредит с эффективной ставкой, отличающейся от номинальной ставки, например, в 25 раз. Потому что он знает, что такое эффективная ставка». Спикеры сошлись на том, что финансовая грамотность важна и полезна каждому человеку. И если с финансовой грамотностью все достаточно понятно, то в чем суть финансового образования?
Николай Берзон ответил на этот вопрос: «Финансовое образование, как и любое хорошее образование, во-первых, дает человеку определенную профессию; во-вторых, дает возможность управлять своими материальными ресурсами. Образование – финансовое, медицинское, инженерное – нужно для того, чтобы человек получил профессию, которая пригодится ему в жизни. То есть зарабатывать деньги можно не только финансистам, но и врачам, инженерам, компьютерщикам и так далее».
Заключительный вопрос дискуссии Евгений Коган прочел из чата: «Есть ли в Высшей школе экономики курсы по финансам, которые могут быстро помочь получить новую специальность в сфере финансов?»
В Высшей школе экономики есть ИППС – Институт профессиональной переподготовки специалистов, в котором каждый может обучиться азам в сфере финансов за два года. Также есть уже упомянутая магистратура «Финансовый инжиниринг», где преподают спикеры. Николай Берзон отметил, что среди студентов его магистратуры были и медики, и актеры. Несмотря на разный бэкграунд, их мотивация была одинакова – научиться разбираться в финансах. Даже если человек не станет профессиональным финансистом, ему будет полезно изучить основы финансовой грамотности для создания собственного бизнеса или для построения личной инвестиционной стратегии. А если первая специальность студента – техническая, ему будет еще проще.
В ходе беседы спикеры определили три главных навыка финансиста: структурирование сделок по привлечению капитала; конструирование новых финансовых продуктов; разработка инвестиционных стратегий.
Человек лично должен уметь разрабатывать свою персональную инвестиционную стратегию – вот этому я учу студентов. Помимо магистерской программы, я еще читаю лекции бакалаврам. Когда я говорю про управление личными финансами, то я стараюсь донести студентам, что тот счастливый возраст, в котором они сегодня находятся, очень быстро заканчивается, и приближается тот возраст, в котором нахожусь я. И если человек за время своей активной трудовой деятельности не сумел что-то заработать, а заработанные средства, в свою очередь, рационально инвестировать, он будет обречен на нищенскую старость. Это третье направление, связанное с разработкой личных инвестиционных стратегий.
Профессор департамента финансов
Профессор Кафедры фондового рынка и рынка инвестиций