Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Макроэкономика. Практикум странового анализа

Баженов Г. А., Беляков И. В., Бирюкова О. В. и др.

М.: НИЦ Инфра-М, 2025.

Статья
Who funds whom exactly? A study of funding acknowledgments

Panova A., Matveeva N., Sterligov I.

Journal of the Association for Information Science and Technology. 2025.

Глава в книге
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Контакты

109028, Москва
Покровский бульвар, 11 корп.S,
каб. S-527
тел: (495) 772-95-99 доб.27503, 27502, 28289

Руководство
Руководитель департамента Авдашева Светлана Борисовна
Менеджер Шевелев Максим Борисович

Тел.: (967) 170-0219

Анализ рынков и конкурентоспособности

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Майнор
Когда читается:

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Анализ рынков и конкурентоспособности» направлена на получение студентами представления о первичных методах анализа факторов,определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом. Также данная дисциплина ориентирована на освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами представления о первичных методах анализа факторов, определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом
  • Освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках
  • Освоение студентами применения методов экономической теории при практическом анализе конкурентоспособности предприятий, отраслей, интенсивности конкуренции на рынке.
  • Студент должен быть способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями (Код по ФГОС/ НИУ ОК-2), способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ОПК-3), Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ОПК -9), способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы
  • Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
  • Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
  • Уметь применять эти знания для решения практических задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Как проводить анализ отраслевого рынка. Пять конкурентных сил по Портеру
  • Анализ конкурентоспособности фирмы: внешние и внутренние факторы
  • Структура и динамика удельных издержек
  • Анализ спроса, проблемы дифференциации продукта. Нишевые стратегии
  • Проблема инвестирования. Влияние инвестиций на конкурентоспособность фирмы
  • Конкурентоспособность и влияние пространственных факторов
  • Конкурентоспособность на мировом рынке
  • Конкурентоспособность экономики в целом. Измерения и индексы
  • Конкурентоспособность и институты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен или тест
  • неблокирующий активность на семинарах
    Ответы и выполнение заданий на семинарах, по статьям, задачам и моделям, которые включены в программу
  • неблокирующий доклад по анализу клнкурентоспособности
    Доклад представлен как текст и как презентация на семинаре
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 2 модуль
    0.2 * Экзамен или тест + 0.25 * активность на семинарах + 0.25 * активность на семинарах + 0.3 * доклад по анализу клнкурентоспособности
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012
  • Экономическая школа. Т.6: Конкуренция и конкурентная политика, , 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика : учебник, Олейник, А., 2005
  • Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов, Философова, Т. Г., 2008
  • Российская корпорация : внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития, Абе, Н., 2007

Авторы

  • Макаров Андрей Владимирович
  • Калмычкова Елена Николаевна
  • Букин Кирилл Александрович