• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
Improving the industrial safety management system at enterprises with chemically hazardous sites

Yemelin P. V., Kudryavtsev S. S., Natalya K. Yemelina.

JOURNAL OF SAFETY SCIENCE AND RESILIENCE. 2024. Vol. 5. No. 4. P. 432-448.

Глава в книге
Статистика домашних хозяйств

Суринов А. Е.

В кн.: Статистика. М.: Юрайт, 2024. С. 462-482.

Препринт
Decompounding under general mixing distributions

Belomestny D., Morozova E., Panov V.

math.ST. arXiv.org. Cornell University, 2024. No. 2405.05419.

Я пришел домой и сказал маме с папой, что я еду в Тулузу

О своей учебе в НИУ ВШЭ и дальнейшей карьере рассказывает Михаил Другов, выпускник бакалавриата 1999 года, магистратуры 2001 года, Ph.D. in Economics 2006, University of Toulouse (with highest honors). Профессор экономики имени А.А.Милюкова Российской экономической школы.  В течение ряда лет преподает студентам Совместного бакалавриата ВШЭ и РЭШ. 

Я закончил бакалавриат Вышки в 1999 году. Первые три года мы учились на Кочновском проезде, а четвертый год – на Мясницкой, 20. Когда я начинал, было всего два факультета: экономики и менеджмента. Первые два года многие предметы велись и для экономики и для менеджемента одновременно. Всего было где-то 9 групп по 20 человек, получается, около 200 человек. Было ощущение, что это очень маленький и дружный университет. 

До Вышки я учился в 91-ой математической школе. И, как большинство одноклассников, я готовился на МехМат и ВМК. Были предварительные экзамены, и я поступил и на МехМат, и на ВМК. И так же, на предварительных, поступил в Высшую Школу Экономики.  У меня было двое одноклассников, которые готовились во ВШЭ на экономфак, и у моих родителей была знакомая, которая была знакома со Львом Любимовым, так что мы уже много знали про ВШЭ. 

Когда я поступал в 1995 году, ВШЭ только начиналась, о ней еще мало кто слышал. Тогда открывалось много новых экономических факультетов ВУЗов, это было очень модно, но большинство из них, конечно, были очень низкого уровня. И хотя я знал, что Вышка - это очень хорошо и серьезно, сравнивать ее с Мехматом было непросто. И после долгих и мучительных колебаний я все-таки решил идти в Вышку. 

Впервые я услышал про РЭШ на третьем курсе, когда один из предметов нам читал Костя Сонин. А на четвертом курсе я впервые посетил РЭШ – я поехал в библиотеку за данными для бакалаварского диплома. И я понял, какой там уровень, и решил туда поступать. В то время почти все поступающие и, соответственно, потом мои однокурсники были с мехмата, ВМК, физтеха и т.д. Поэтому сдать относительно хорошо английский и пройти собеседование по экономике было несложно, а вот на экзамене по математике пришлось попотеть. Кстати, и в прямом смысле тоже – это был четырехчасовой письменный экзамен в 520-й аудитории в ЦЭМИ и солнце светило нещадно в огромные окна. В магистратуру ВШЭ я тоже пошел – после бакалавриата с хорошими оценками брали автоматически, а армию никто не отменял. 

Когда я поступал в РЭШ и, даже учась на первом курсе, я не думал об аспирантуре. В первый год мало того, что я учился в двух местах, я еще и работал во ВШЭ у Татьяны Львовны Клячко в Центре Образовательной Политики. Тогда ВШЭ под руководством Ярослава Ивановича готовила проект (или даже проекты) реформы образования. Мы просчитывали разные варианты реформы. Татьяна Львовна была лучшим экспертом по образованию, а я стал специалистом по «простыням» в Excel, и поэтому у нас это получалось лучше, чем у самого Министерства образования. 

Впервые я стал задумываться об аспирантуре, когда в мае первого года в РЭШ приехал Жан-Жак Лаффон, и на фуршете мы с ним пили шампанское из пластиковых стаканчиков, и он рассказывал мне про Тулузу. Я знал, что там есть Тироль - про него все знали, потому что он написал знаменитый учебник - но больше я про Тулузу ничего не знал. И он мне рассказывал, что он там тоже есть, и какое это хорошее место. И помню, я пришел домой в тот день, и сказал маме с папой, что я еду в Тулузу. 

 Я не думаю, что если кто-то очень умный и хорошо учится, то ему обязательно нужно ехать на PhD. Быть умным и хорошо сдавать экзамены для этого недостаточно, нужно, чтобы у тебя был интерес, нужно, чтобы у человека были какие-то идеи.

Михаил Другов
Профессор Российской экномической школы

 Но даже летом перед вторым курсом, когда все целеустремленные однокурсники уже вовсю готовились к TOEFL и GRE, я еще не был уверен, что хочу учиться в аспирантуре. Но кем или где я хотел работать после РЭШ, я тоже не понимал. И я подумал, что если уже ехать на пять лет в аспирантуру, то лучше раньше, когда еще нет семьи и вообще молодой. Но было уже поздно, TOEFL и GRE я сдал не очень, рейтинг в РЭШ у меня был не самый высокий (одну сессию на первом курсе я вообще полностью пропустил и потом второпях пересдавал, потому что был важный выезд экспертов по образованию в Подмосковье). 

К тому же, по глупости или самоуверенности, я подал документы в небольшое число очень хороших мест и конкурировал с теми, кто был выше меня по рейтингу. В Европе, конечно, легче поступить. В итоге в Америке меня взяли только в Мичиган Анн Арбор, и дали Маски феллоушип. В Европе меня взяли в Тулузу и еще в несколько мест. Стипендию Маски мне дали поздно, в середине лета, когда я уже психологически настроился на Тулузу. Я хотел во Францию (я выучил французский, чтобы на третьем курсе бакалавриата поехать в Париж 1 на семестр – была такая программа во ВШЭ). И несмотря на все усилия Олега Замулина, который как раз тем летом приехал из Мичигана в РЭШ, Тулуза победила. 

И вот я оказался в Тулузе – мировом центре по теории контрактов. Я стал заниматься теорией контрактов под руководством Жака Кремера (но все-таки в магистерском дипломе у меня была теоретическая модель университета). Тут у меня сомнений в будущем уже не было. В “академии” мне понравилось. В академии, ты, условно, «строишь» что-то свое -  ты пишешь статьи, они публикуются, и где бы ты ни был, что бы ни случилось, они твои, навечно.  И вот это мне очень нравится. Научная деятельность довольно специфическая: ты ездишь на конференции, знаешь много людей. И даже если поменять место работы, что со мной случилось уже несколько раз, это некое особое сообщество, в котором ты остаешься. И потом, после нескольких лет в академии можно уйти, например, в консалтинг или заняться какими-то более прикладными исследованиями, а наоборот - уже практически нет. 

Преподавание — это необходимая часть академии, evaluations у меня хорошие, и в процессе мне нравится преподавать, но, понятно, что время ограничено, и преподавать больше, чем необходимо, я не рвусь. У меня на СовБаке, особенно на первом году, концентрация лучших студентов была больше, чем где-либо еще. Если бы я давал совет сейчас старшекласснику, то СовБак я бы точно рекомендовал. Потому что там самые умные студенты, и преподаватели очень хорошие, и разнообразные курсы. 

Для тех же, кто заканчивает бакалавриат, я могу дать совет только по поводу PhD, потому что фактически про другое не знаю. Я не думаю, что если кто-то очень умный и хорошо учится, то ему обязательно нужно ехать на PhD. Быть умным и хорошо сдавать экзамены для этого недостаточно, нужно чтобы у тебя был интерес, нужно чтобы у человека были какие-то идеи. И это совсем не связано с тем, как он технически подготовлен, какие модели он может понять и решить. Есть много примеров, когда люди очень хорошо сдают экзамены на PhD, на отлично, а когда дело доходит до собственного «research», наблюдается провал. Или наоборот, у людей, у которых проблемы с экзаменами, потом с точки зрения исследований все получается гораздо лучше. 

Предположим, что человек уже в конце школы знает, что хочет поехать на PhD по экономике, ему какой бакалавриат лучше оканчивать: экономический или идти на МехМат?  Вопрос спорный. Сейчас я, конечно, чувствую, что мне сильно математики не хватает. Но с другой стороны, когда ты 4-5 лет чем-то занимаешься - это, безусловно, меняет мировоззрение. Математическое образование для экономиста не всегда полезно. Точнее, оно полезно технически, но зато прививает интерес к вопросам, которые интересны математикам, а не экономистам. И часто случается, что людям такого плана простыми вопросами заниматься не интересно, они занимаются сложными техническими вопросами, которые не интересны для экономистов.  Но так как они пытаются это опубликовать в экономических журналах, то в итоге они публикуются в журналах не очень высокого уровня. Так как в экономике все-таки главное – это идея, объяснить что-то, что происходит в мире. И с точки зрения  моделирования это может быть не очень сложно.  А если у тебя техническое образование, особенно математическое (может быть, физики в этом отношении по другому устроены) тебе интересно решить модель, что экономистам само по себе не очень интересно.