«Живопись посвященных людей»: как развивалось традиционное искусство Поднебесной
Автор: Никита Литвинов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Традиционная китайская живопись или «Гохуа» (сокращение от полного термина Джунгоху – китайское искусство — Ред.) берет свое начало еще во времена неолита. Однако обозначающий ее термин вошел в обиход только в XIX веке, когда в Китай массово стало проникать западное, принципиально иное, искусство.
Несмотря на схожесть изображаемого — пейзажи, люди, быт и животные, школы двух культур отличаются своими фундаментальными принципами построения композиции и подходами к искусству, а также инструментами, которыми пользуется художник: так, на подписи к китайской картине вместо хорошо знакомых нам «Холст. Масло» будет указано «Тушь. Бумага сюаньчжи».
Различия в живописи во многом отражают различия самих культур от самых истоков: если европейская художественная традиция до Ренессанса была исключительно строго религиозной, а после четко делилась Французской академией художеств на «высокие» (большая часть из которых прямо или косвенно были связаны с религией) и «низкие» жанры, то в китайской живописи «обмирщание» произошло практически сразу: темы для своих творений художники выбирали приземленные, порой бытовые.
Любопытно, что вначале китайские живописцы писали свои творения не на бумаге, которая появилась на Востоке только в первом веке нашей эры, а на шелке.
Отличается также и традиционная форма картин — в Китае пишут свитки. При этом важно различать два типа свитков — вертикальные и горизонтальные, отмечает Анна Донченко. Первые иногда вывешивали на стену, ими украшали интерьер; горизонтальные свитки же использовали, чтобы «путешествовать лежа на диване»: когда такой свиток разворачивали, создавалась иллюзия перемещения по живописной и обязательно горной местности. Иногда горизонтальные свитки просто рассматривали, разложив на столе, но никогда не вешали на стены.
Позднее полотнами для китайских живописцев стали также служить веера и оконные листы.

Четыре сокровища ученого мужа
В многочисленных империях, которые сменяли друг друга на территории Поднебесной, большую роль в искусстве играли «умные люди» или «ученые мужи» — аристократы-интеллигенты, которые могли свободно заниматься творчеством.
К этой категории относились и художники. В китайской традиции есть выражение «четыре сокровища ученого мужа»: речь идет о перечне инструментов и материалов, которые необходимым художнику, — это кисть, бумага, тушь и тушечница.
Кисти в Китае отличаются от западных не только разнообразием, но и способом сборки ворса: любая китайская кисть, когда ее окунают в воду, должна собраться в тонкий острый хвостик. Кисти делятся на два типа — упругие (обычно из жесткого черного или коричневого ворса) и мягкие, традиционно белого цвета.
Кистями пишут на сюаньчжи — название полотна, которое у нас переводят как «рисовая бумага». Анна Донченко обращает внимание на ошибочность такой трактовки: в составе сюаньчжи нет риса, он чаще всего производится из бамбука — это растение стало основой китайского искусства. В определенный период бамбук срезают, разрезают, замачивают на несколько месяцев и после этого размельчают молотками. Позже в получившуюся массу добавляют клеящие вещества, а чтобы придать оттенок используют чай или цветы. С момента своего возникновения технология производства бумаги из бамбука не претерпела почти никаких изменений — ее, по словам эксперта, невозможно автоматизировать, не потеряв оригинальных свойств сюаньчжи.
На втором сокровище пишут первым, используя третье. Китайская тушь делается в основном из сосновой сажи (что придает холодный оттенок черному цвету). Ее и сейчас все еще изготавливают в маленьких семейный мастерских, однако вид и состав с годами изменился: если изначально тушь была твердой, то теперь она практически исключительно жидкая.
Чтобы писать традиционной твердой тушью, ее надо было сначала размолоть: так возникли тушечницы, которые со временем сами стали произведениями искусства. Их делают из камня, особым шиком и признаком высокого мастерства считаются тушечницы, при изготовлении которых вхождение одной породы камня в другую мастер смог сюжетно обыграть. Особое значение приобрело украшение и оформление тушечниц. В Китае есть множество музеев посвященных этим инструментам.
Со временем у китайского ученого мужа появилось и «пятое сокровище» — краски. В Китае краски отличаются от акварели и по своему составу скорее ближе к гуаши, главная их особенность в стойкости: попав на сюаньчжи или одежду художника, они никогда не отстирываются. Закрасить их тоже невозможно. И эта особенность также наложила отпечаток на искусство Поднебесной.

Гунби и Сеи
В Китае вся живопись делится на Гунби (дословно — тщательная кисть) и Сеи (идея). Первое направление — это гиперреализм, любимый бесконечными императорами, которым они заставили свои бесчисленные дворцы.
Второе — «живопись посвященных людей». Сеи рисуется очень быстро: из-за особенности китайских красок любая ошибка означает, что работу мастеру придется начинать заново. Порой на одну картину может уйти более сотни попыток.
В китайской живописи выделяются три основных жанра: человек, горы и реки, птицы и цветы.
Первое из трех направлений зародилось в Х веке в эпоху Сун. Оно развилось из религиозной традиции помнить и чтить предков, чтобы те не страдали в загробной жизни. «Человек» быстро развился и разделился на множество поджанров, из него же выросло второе большое направление — «Горы и реки».
При формальном равенстве всех жанров живописи именно скалистый пейзаж для китайца ближе всего. Отличным от западных картин китайские делает линейная перспектива, а точнее ее полное отсутствие. В картинах нет фиксированной точки зрения, наоборот мастерство живописца определяет то, насколько динамична картина. В идеале смотрящий должен «тысячиглазым орлом лицезреть проплывающие мимо горы», отмечает эксперт.
Третий жанр «Птицы и цветы» отражает флору, фауну и быт человека. Начало этого направления можно проследить еще в первых наскальных рисунках, однако формально в отдельное направление он выделился последним из трех.

Четыре цветка и красный бамбук
Мировая живопись символична, а китайская живопись символична вдвойне. Если на картине вы видите пару тварей — это любовь, а если они еще и рыбы, то их брак ко всему прочему принесет много денег.
В китайской флористике выделяют четыре главных цветка: орхидею, которая символизирует утонченный вкус и скромность, бамбук — стойкость и честность, хризантему — возвышенное одиночество, неизменный спутник поэта, сливу — новый год.
Китайской живописи свойственна бинарная позиция, однако делить мир на черное и белое «ученые мужи» стали только во времена монгольского завоевания. Творить исключительно в биколоре — тихий протест аристократии против орды в стиле Сеи. Они могли себе это позволить, ведь в отличии от гунбиистов не воспринимали искусство, как источник дохода.
Даже после освобождения из-под монгольского гнета контраст не ушел из китайской живописи. Следующую революцию в китайском искусстве совершил Су Дон Кхо, изобразив бамбук красным (по легенде, чтобы ярче выразить его контраст). Это стало одной из традицией флористики Поднебесной и обратно он уже никогда не позеленел.
Важность контрастов подчеркивает и другая особенность китайской графики — пустой фон. Мастера намеренно оставляют большую часть полотна неиспользованной, чтобы сфокусировать зрителя на самом главном.
Завершает любую работу индивидуальная печать автора, вырезанная из камня, которую невозможно подделать.
Автор: Никита Литвинов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!