Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Вопросы экономики очаровывают детей

14 апреля на XXII Апрельской международной конференции в Вышке прошел круглый стол «Преподавание экономики старшеклассникам: Учебные планы, Практики, Конкурсы». На встрече присутствовали эксперты из области экономического образования: Данил Федоровых (президент международной олимпиады школьников по экономике), Томас Шнайтер (Швейцарская экономическая олимпиада), Умберто Лавадор (Университет Помпеу Фабра), а также представители Великобритании, Бразилии, Латвии и Австрии. По общеизвестным причинам круглый стол прошёл онлайн. Стажер Лаборатории экономической журналистики Илья Колиев о том, как прошла встреча, в каком возрасте нужно преподавать экономику, и как COVID-19 изменил обучение экономике.

Победители из команды России на международной олимпиаде по экономике в 2019 году

Победители из команды России на международной олимпиаде по экономике в 2019 году

В большинстве российских школ экономика преподается как один из разделов предмета обществознание, но в некоторых школах есть обязательный предмет. За последние несколько лет в России активно развиваются олимпиады по экономике для школьников. В этом году пройдет четвертая международная олимпиада по экономике. Первый раз олимпиада прошла в Москве по инициативе ВШЭ в 2018 году, став единственным таким мероприятием в мире. В этом году в олимпиаде будут участвовать 25 национальных сборных по экономике. Развитие международных связей улучшает качество образовательной среды, именно поэтому эксперты из разных стран встретились за круглым столом, чтобы обсудить преподавание экономики в школе.

«О том, необходима ли экономика в старшей школе, всё еще идут дискуссии, однако экономика – это наука, у которой есть свои законы, основные теории и направления. Знания экономики полезны даже для тех, кто не собирается связывать свою жизнь с этой наукой», – Данил Федоровых, Высшая школа экономики

Существует мнение, что школьники в возрасте 15-17 лет еще слишком юные для полного понимания тех идей, которые изучает наука. Однако одна из основательниц проекта CORE, Венди Карлин, считает, что «экономика должна преподаваться гораздо раньше 15-17 лет, ведь экономика – это про то, как работает окружающий нас мир». CORE – организация, которая создает и продвигает бесплатные учебные материалы по экономике по всему миру. Цель проекта – реформировать учебную программу по экономике и сделать ее доступной всем.

«Вопросы экономики очаровывают детей, и мы можем передать им понимание, как устроена экономика. Эта наука предоставляет оптику, через которую можно смотреть на мир вокруг, понимать как он устроен» – Венди Карлин, Университетский колледж Лондона (USL).

«Учебники по экономике в России для школьников слишком обширные, например, в них есть модели олигополии со сложной математикой, модель «IS-LM». Если ориентироваться на практику, какие области экономики должны знать школьники?» – Данил Федоровых, ВШЭ

«Школьники должны знать, что такое инфляция, что такое безработица, важно уметь читать графики правильно. Также, мне кажется, необходимо рассказывать школьникам две основные концепции экономики. Первая концепция о том, что стимулы играют огромное значение, в вторая про то, насколько велика роль информации в современном мире», – Умберто Лавадор, Университет Помпеу Фабра

Действительно, современным школьникам необходим навык анализа данных и информации, чтобы критически относиться к публикациям в СМИ и цитатам политиков и популярных личностей. В СМИ, а также в публичных выступлениях часто встречаются неграмотные суждения, связанные с экономикой.

За круглым столом не обошли стороной влияние COVID-19 на экономическое образование. Венди Карлин была готова к этой теме и включила презентацию с результатами опроса 3604 студентов, ответивших на вопрос: «Какие самые насущные проблемы должен решать экономист?». Самые популярные ответы среди студентов: неравенство, изменение климата, рецессия из-за COVID-19, бедность, безработица. Авторы учебников по введению в экономику поменяли ориентиры, и на это повлиял COVID-19.

«Мы должны выйти за рамки рыночной и государственной власти, если мы хотим рассказать о власти фирм. Во время пандемии было много эпизодов, когда рабочих заставляли выйти на работу, даже когда это было опасно в связи с распространением COVID-19. Я надеюсь, это намек на то, что мы можем как бы оживить экономику, пролить свет на то, что происходит».

Томас Шнайтер, представитель Швейцарской экономической олимпиады, также отметил, что образование должно быть более гибким. Несмотря на то, что учителя и школьники счастливы вернуться в привычный оффлайн класс и продолжить обучение как раньше, преимущества дистанционного обучения никуда не делись. «Онлайн мы можем учиться, даже находясь на большом расстоянии, этот круглый стол – хороший пример». Как считает эксперт, обучение не должно быть только в школе, должно быть больше экскурсий, больше проектов и больше дистанционного взаимодействия. Однако переход к такой системе сделать очень трудно, все образовательные системы в разных странах схожи в одном – их сложно изменить.

«Рынок выигрывает от конкуренции», – так началась вторая часть круглого стола, которая была посвящена интеллектуальным соревнованиям. Данил Федоровых и Даниэль Лавурас поделились своим видением цели олимпиад по экономике:

«Олимпиады не должны ограничиваться только соревновательной частью, потому что это не гонка, в которой вы посвящаете жизнь тренировкам и конечная цель – приехать первым. Быть первым – это хорошо, но большинство участников олимпиад не выигрывают медали. И тем не менее они участвуют в олимпиадах, даже если заранее знают, что вероятность стать победителем очень мала. Я думаю, что мы должны делать олимпиады по экономике таким образом, чтобы в них было весело участвовать, чтобы это было не просто запоминанием формул и каких-то чисел. Я расскажу вам о нашем новом проекте, который заменит всероссийскую олимпиаду или будет ее частью через несколько лет. Мы планируем создать так называемую практическую олимпиаду по экономике, в которой будет сделан акцент на работу с данными. Как прочитать или построить график, как не попасть в распространенные ловушки при работе с данными, как строить причинно-следственные связи, как тестировать гипотезы? Это очень амбициозный проект, надеюсь, мы представим его в следующем году», – Данил Федоровых, ВШЭ

«Вопрос: почему Бразилию можно назвать футбольной страной? Это потому, что все играют в футбол на улицах, занимаются футболом, а не бадминтоном, поэтому у нас есть хорошая команда для чемпионата мира по футболу, а не бадминтону. Это какой-то бум, все хотят играть в футбол, любят футбол, и при этом они не соревнуются. Наша цель – сделать тоже самое с изучением экономики, поэтому мы должны преподнести эти прекрасные цели науки для решения проблем мира. В нашей олимпиаде первый этап состоит из интересных, красочных, увлекающих и простых вопросов, чтобы самые разные дети смогли сказать: «О, я могу с этим справиться, я верю, что я смогу двигаться к победе». На следующих раундах задания становятся сложнее, но первый этап – это сокровище нашей системы. Мы можем сказать, что результаты очень хорошие, потому что мы можем спасти много учащихся, которые не верят в себя, не верят, что смогут расти и чего-то достичь», – Даниэль Лавурас, Министерство науки, технологий и инноваций Бразилии

Школьная экономика помогает детям понять окружающий их мир, а олимпиады дают возможность поверить в себя и расти, развиваться дальше. Есть и проблемы, которые требуют решения в школьной экономике: мало хороших учебников, хороших преподавателей, но с каждым годом мы видим улучшения, например, появилась международная олимпиада по экономике, грядут изменения во всероссийской олимпиаде, нацеленные на развитие практических знаний. Как сказали бы экономисты, от развития школьной экономики и олимпиад учащиеся получают высокую полезность, а все вокруг – положительные внешние эффекты.