Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Шрек-трансформатор

14 апреля в ВШЭ в рамках XXII Апрельской конференции прошла сессия, посвященная проблемам развития экономики и общества. Ведущие российские ученые занимающиеся изучением проблем перехода мировой экономики на «зеленую» модель, выступили с докладами, в которых осветили основные аспекты и тренды. Докладчики попытались спрогнозировать будущее мировой и российской экономики в условиях нависших над планетой угроз роста населения, которое влечет рост потребления энергии, увеличение объема выбросов в атмосферу и изменение климата. Стажер Лаборатории экономической журналистики Туран Бабаев о том, как прошла встреча и как Россия переходит к зеленой экономике.

Шрек-трансформатор

Еще в 70-х годах ООН создала концепцию устойчивого развития, целью которой был рост мировой экономики, за который не пришлось бы страдать будущим поколениям, в силу загрязнения планеты и истощения ее ресурсов. Из данной концепции вытекло направление экономической науки, которое стало именоваться «зеленой экономикой». Ее концепция подразумевает снижение негативного влияния человека на природу и сохранение ее ресурсов. Еще 30 лет назад с трудом можно было представить себе аналоги таким энергоресурсам как нефть, уголь, газ. Сегодня человечество продвинулось далеко вперед, и в Европейском союзе ставится конкретная цель перейти к углеродной нейтральности к 2050. В качестве альтернативных источников энергии используются солнечные батареи и ветрогенераторы.

По словам заместителя заведующего лабораторией экономики изменения климата Ильи Степанова, в последние годы климатическая повестка активизировалась и в России. В 2019 году было принято Парижское соглашение, к которому присоединилась Россия. В 2020 году в России принят проект долгосрочной низкоуглеродной стратегии, а в правительство внесен проект федерального закона об обязательной углеродной отчетности и введении системы регулирования выбросов. В авангарде зеленой политики в России идет Сахалин, власти которого заявили об углеродной нейтральности к 2025 году. Драйвером для подключения России к мировой климатической повестке послужило введение торговых углеродных барьеров со стороны ЕС.  Данные барьеры подразумевают введение сбора на импорт товаров для зарубежных компаний с высоким уровнем выбросов парниковых газов.

К слову, помимо оптимистичных прогнозов по уходу от исчерпываемых источников энергии и улучшению экологического состояния планеты, Россию, как одного из наибольших экспортеров энергоресурсов не может не беспокоить финансовая сторона вопроса. По данным Росстата 60 % экспортных доходов России приходится на сектора которые добывают или используют углеводороды. На данный сегмент приходится 25 % ВВП России   и 39 % поступлений в федеральный бюджет. Как именно власти России будут решать проблему пополнения бюджета в условиях сокращения экспорта углеводородов неясно, но идея разворота от Евросоюза и сосредоточения экспорта углеводородов в Китай, по всей видимости, станет основным трендом Российской экономики, а введение торговых углеродных барьеров со стороны ЕС, усилит давление на экспортеров в Европу, что послужит дополнительным драйвером для поиска новых рынков.

По словам старшего научного сотрудника Института экономики Уральского отделения Российской академии наук Дарьи Чупиной «зеленая» тенденция   открывает возможности для российских экспортеров цветных металлов. Российская Федерация является крупным экспортеров цветных металлов. В условиях перехода на возобновляемые источники энергии, развитые страны увеличивают спрос на цветные металлы, а в частности медь, использование которой необходимо при производстве оборудования для выработки возобновляемой энергии. Данных фактор будет частично компенсировать падение спроса на углеводороды, но какие бы перспективы не открывались перед медной отраслью, очевидно объем упущенных доходов от падения экспорта нефти, «медные» доходы восполнить не смогут. 

            Ранее Александр Дюков, Председатель правления ПАО «Газпром нефть» заявлял, что российские компании не держатся за классическую бизнес-модель добычи и экспорта сырья, а ищут новые возможности для создания добавленной стоимости, например за счет повышения высокотехнологичности масел и битума, которые могут быть использованы в промышленности или в создании дорожных покрытий. В то же время Дюков подчеркнул, что западные нефтегазовые гиганты вошли в новый инвестиционный цикл по разработке нефтегазовых месторождений. Это указывает на то, что глобальные игроки не верят в скорый отказ от углеводородов.

            По прогнозу заместителя председателя правительства РФ, бывшего министра энергетики Александра Новака спрос на газ и нефть в мире в ближайшие 10-20 лет будет только увеличиваться, в связи с ростом населения земли. Зеленая экономика не сможет обеспечить энергопотребление населения планеты, и вопрос лишь в компромиссе между использованием традиционных и альтернативных источников энергии. Новак подчеркивает, что Россия остается открытой к диалогу и готова сотрудничать с зарубежными партнерами по вопросам снижения углеродного следа и перехода к новому устойчивому развитию[1].

 

[1] Устойчивое развитие — концепция развития человечества, принципом которой является принятие во внимание экономического, экологического и социального эффектов, при принятии управленческих решений.