Российский средний класс – кто он и с чем его едят?
Средний класс является собирательным понятием. Каждый вкладывает в него свое собственное понимание и его образ: это люди, получающие доход выше среднего по стране, или та категория, которая способна свободно купить себе автомобиль. Более того, понятием среднего класса любят показывать свои успехи политики и не всегда дается возможным понять какой конкретно образ вкладывают в это понятие.
В первую очередь, необходимо разобраться что вообще следует понимать под средним классом. По мнению социолога Энтони Гиденса, само понятие среднего класса является собирательным для всей категории «белых воротничков» и включает в себя три категории: старый средний класс, высший средний класс и низший средний класс.
- Старый средний класс – представители бизнеса, обладающие самостоятельностью в принятии решений
- Высший средний класс – наемные рабочие, занимающие руководящие посты
- Низший средний класс – офисные рядовые сотрудники, занятые умственным трудом
Для России характерны несколько методов подсчета среднего класса. Так, по словам Президента России, доля среднего класса составляет 70%, при этом, по оценкам Credit Suisse его доля не превышает 4% населения. Чем же выявлены такие расхождения разбираемся дальше.
«Есть соответствующая методика Мирового банка, она заключается в том, что средний класс считается по количеству домохозяйств, людей, доходы которых в полтора раза больше, чем минимальный размер оплаты труда. У нас таких – минимальный размер оплаты труда 11 280, по‑моему, в этом году, так, а средняя зарплата гораздо выше – у нас таких достаточно много, уверенно свыше 70 процентов» – Владимир Путин
Действительно, существует далеко не один подход определения величины среднего класса в России. Один из них процитировал Президент России в рамках одного из своих интервью.
Методика всемирного банка – к среднему классу относятся граждане с доходом в 1,5 раза превышающий минимальный размер оплаты труда: 70% работоспособного населения на 2020 год
Методика Credit Suisse – к среднему классу относятся граждане с ежемесячным доходом не менее 2000$ (или 151000 на момент апреля 2021 года): 4% работоспособного населения на 2019 год
Методика Альфа банка – к среднему классу относятся граждане, способные свободно купить продукты длительного пользования: 30% работоспособного населения на 2019 год.
При этом, стоит отметить, что в рамках своего доклада Дания Тазетдинова основывалась на численности среднего класса по следующим критериям:
- Население с доходом на 25% выше, чем медианный доход по региону
- Население со среднедушевым доходом выше трех региональных прожиточных минимумов
Можно наблюдать, что наиболее репрезентативную методику оценивая доли среднего класса предоставляют эксперты российских коммерческих банков, в первую очередь это относится к методикам Альфа банка. При этом, данный вывод легко обосновать. Российские коммерческие банки обладают наиболее полной и детальной историей о финансовом состоянии граждан исходя из наличия информации обо всех транзакциях и денежных потоков. В добавок к этому, у коммерческих банков отсутствует мотивация к завышению или преуменьшению показателей для заработка политических очков.
Невысокую долю среднего класса в России объясняет, в том числе и Дания Тазетдинова в рамках своего доклада. Так, по ходу всего выступления несколько раз были обозначены основные факторы, мешающие росту среднего класса: бюрократия и коррупция. Однако быстрые темпы восстановления экономики России после недавнего кризиса оставляют надежды на уверенное увеличение доли среднего класса в России в ближайшем будущем.