Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Как оцифровать школу

23 апреля в рамках Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера эксперты говорили о цифровой трансформации государств, городов и компаний. О том, что же происходит с цифровизацией в школе, разбиралась стажер Лаборатории экономической журналистики Ангелина Махсон.

Как оцифровать школу

Внедрение электронных сервисов в образовании вызывает множество дискуссий. Пока цифровизация в головах большей части населения страны не находит четкого и простого образа. Для того, чтобы она принималась и поддерживалась, важно понимание, как эти сервисы и платформы помогут преподавателям и ученикам.

Профессия школьного учителя в России является непрестижной из-за большой загруженности, чрезмерной бюрократизации образования и низкой заработной платы. По данным Росстата, средняя заработная плата преподавателя в школе по России составляет 42 тысячи рублей, в Москве же учитель получает порядка 97 тысяч рублей в месяц. Понятно, что многие учителя из регионов  мечтают перебраться в столицу. Другой вариант: исход молодых специалистов из муниципальных в частные школы, или полная смена профессии.

«Сегодня до 70% времени учителя уходит на бумажную волокиту: проверку домашних работ, выдачу заданий, заполнение различных форм и т. д. Практика показывает, что цифровые платформы в образовании могут сократить это до 15%, соответственно больше 50% времени можно подарить ученику. Учитель становится по-настоящему центральной фигурой» – отметил глава Сбера, Герман Греф, на Дискуссионном клубе Апрельской конференции в НИУ ВШЭ.

Дискуссионный клуб ВШЭ и Сбера
Дискуссионный клуб ВШЭ и Сбера

В идеале так и должно быть. Однако пока, по отзывам учителей, картина такова: сервисы, которыми пользуются преподаватели, меняются, а отчетность и сбор всевозможных данных растет. Несвоевременное заполнение электронного журнала, как пример, влияет не на качество образования, а на рейтинг школы. А именно он в центре внимания школьного руководства. Чтобы платформы были в первую очередь ориентированы на учителей и учеников, необходимо опираться на опыт лучших учителей из разных школ и уголков страны. Важно создавать сервисы, простые для восприятия и работы в них, именно так они станут инструментом повышения эффективности работы.

«Если на проблемную модель управления наложить цифру, то проблема будет в кубе. Если мы содержание образования не меняем, перегруженность учителя и ученика трансформируем в цифру, то перегруженность становится в кубе. Те проблемы, которые есть, выходят вверх как будто поплавок из воды выскакивает» – заявил мэр Москвы, Сергей Собянин, во время дискуссии с Германом Грефом.