Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

СберЖизнь: недалекое будущее?

Сбер вышел на рынок игр. Крупнейший банк страны объявил о запуске собственного игрового подразделения «Сбер игры». Что означает такое стремление занять все сегменты цифровой экономики и чего ожидать нам в дальнейшем, разбирался стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики Игорь Прокудин.

Кадр из кинофильма «1984» режиссера Майкла Рэдфорда

Кадр из кинофильма «1984» режиссера Майкла Рэдфорда

В сентябре 2020 года Сбербанк России пережил ребрендинг и теперь существует как отдельная экосистема «Сбер». Одновременно с объявлением о ребрендинге, было заявлено о вхождении ряда компаний в состав нового бренда. Таким образом, на начало мая 2021 года в экосистему Сбер в цифровом пространстве входят:

· Онлайн кинотеатр «Okko»

· Агригатор такси «Ситимобил» (Совместно с Mail.ru Group)

· Музыкальный сервис «СберЗвук»

· Сервис доставки медикаментов «СберEАптека»

· Маркетплейс «СберМегаМаркет»

· Поисковик «Rambler»

· И множество других дочерних компаний

Невооруженным глазом видно стремление Сбера распространить свой бизнес на всю цифровую среду и можно заметить, что это уже практически получилось. Компания, которая с недавних пор принадлежит правительству РФ, заняла практически все сферы влияния в интернете. Рядовому пользователю не требуется более покидать единое пространство Сбера для комфортного пребывания внутри интернета: он послушает музыку через сервис Сбера, выберет дома кино через сервис Сбера, посмотрит информацию в самом интернете через поисковик Сбера и, самое главное, оплатит все это карточкой Сбера, так как так выгоднее.

Подобные практики характерны для всех компаний и не только в России. По сервисной модели построения бизнеса уже пошла самая дорогая компания мира Apple: с представлением Apple TV+, Apple Music, Apple Arcade. Как мы видим, набор практически аналогичный Сберу в России. Так спрашивается: зачем все это?

Подобное развитие бизнеса позволяют корпорациям лучше всего понимать запросы пользователя. Это же обеспечивает максимальную прибыль для компании. Можно привести самый банальный пример: человек чувствует недомогание, чтобы получить консультацию он записывается на прием к врачу через сервис «СберЗдоровье», после консультации врач выписывает определённые лекарства, которые уже будут доступны для заказа через «СберEАптека». Весь цикл похода к врачу происходит внутри одного приложения и пользователю гораздо удобнее пройти его, не тратя лишнее время. Таким образом, Сбер получает всю полноту информации о клиенте: его здоровье, его траты, его маршруты на такси, его предпочтения в товарах. И вся эта информация, по модели Google, может предоставляться для выстраивания рекламных предложений именно под нужды этого человека.

Возникает вопрос: почему Сбер уже сейчас этим не пользуется? Условный ответ дает Герман Греф:

 

 

«Когда художник начинает писать картину, не всегда можно понять ее сюжет»

Герман Оскарович Греф

Председатель Правления Сбербанка

 

 

Таким образом, Сбер только начинает свой маршрут, ведущий на вершину интернет-монополии, ему предстоит долгий путь роста до уровня компаний Google, Amazon или WeChat. Однако старт дан, и компания Грефа идет весьма успешно. Вся собираемая им информация, особенно с учетом того, что новым владельцем контрольного пакета Сбера является правительство, наводит на рассуждения об образе системы социального рейтинга, которая применяется в КНР, через аналогичного монополиста WeChat: при этом, корректность и уместность такого сравнения мы сможем узнать только со временем.