Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Лёд тронулся? Что, как и с кем Россия будет делать в Арктике

Несмотря на то, что на дворе уже 2021 год, Арктика остается почти неосвоенной. При этом ее экономический потенциал, как в плане использования природных ресурсов, так и в качестве торговой артерии, огромен. Развитие своего присутствия в регионе является одним из ключевых элементов российской экономической политики. Но за Арктику борется не одна Россия. Каковы российские шансы и риски? Стажер Лаборатории экономической журналистики Михаил Воронин попытался ответить на этот вопрос, опираясь на материалы, подготовленные в НИУ ВШЭ.

Кадр из фильма «Затерянные во льдах», режиссер Джо Пенна. Исландия, 2018

Кадр из фильма «Затерянные во льдах», режиссер Джо Пенна. Исландия, 2018

После распада Советского Союза долгое время не предпринималось никаких действий по освоению Арктики. Однако в последние годы в России активно строятся атомные ледоколы, буровые платформы, в Арктике расширяются российские военные базы. Создаются условия для развития бизнеса государственных и частных компаний. Но при этом у России есть целый ряд проблем, которые нельзя не учитывать.

По словам Дмитрия Суслова, заместителя директора Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ, угрозы в основном делятся на прямые (военные и политические) и косвенные (или мягкие). К последним относятся таяние вечной мерзлоты, вызывающее, в свою очередь, эрозию почвы и обвалы, наводнения и многое другое. По данным Университета Джорджа Вашингтона, уже сейчас РФ тратит более $5 млрд в год на борьбу с «мягкими» угрозами в Арктике.

Главной же как возможностью, так и проблемой одновременно рискует стать таяние ледников. С одной стороны, оно открывают доступ к новым месторождениям полезных ископаемых, с другой – из-за этого Россия может лишиться контроля над Северным морским путем. Дело в особенностях конвенции ООН по морскому праву, согласно которой государство может регулировать судоходство в пределах исключительной экономической зоны (370,4 км от берега) в районах, покрытых льдом. Если же эти районы перестанут быть покрытыми льдом, то и полностью контролировать это воды Россия не сможет.

«Все что происходит в Арктике, НЕ остается в Арктике»

Народная заполярная мудрость

Получается, что минусы от освоения Арктики при определенном раскладе могут перевесить плюсы. Но и бенефиции от исчезновения ледового покрова Северного Ледовитого океана не так очевидны. Это связано с мировым спросом на энергоресурсы. По мнению экспертов, если газ, добываемый в основном на суше, еще долго будет востребован в мире, то спрос на нефть, даже безотносительно пандемии, постепенно снижается. С учетом дороговизны добычи шельфовой нефти нет уверенности, что инвестиции в ее разработку в итоге окупятся.

Заместитель заведующего лабораторией экономики изменения климата ВШЭ Илья Степанов считает, что экстенсивное развитие региона с широким освоением новых территорий малоэффективно и должно уступить место интенсивному, то есть модернизации и расширению того, что уже есть.

«Освоение Арктики не равно ее развитию»

Илья Степанов

На пути реализации этой идеи может встать тот факт, что Россия находится в зависимости от иностранных поставщиков оборудования. Многие отечественные предприятия в арктической отрасли только начинают восстанавливаться, а ученые не могут организовать непрерывную исследовательскую деятельность из-за бюрократических проблем с грантами.

Более того, растет и конкуренция за влияние в регионе. В гонку за Арктику включаются страны, не имеющие там территориальных владений (в первую очередь Китай).

Новые условия ставят новые задачи перед российской политикой развития этого региона. Например, необходимо сконцентрироваться на добыче ресурсов, которые гарантированно будут пользоваться спросом хотя бы в ближайшем будущем. Нужно укреплять сотрудничество с другими странами, особенно с тем же Китаем, который находится в условиях торговой войны с США и которому нужны не только природные ресурсы, но и рынки сбыта своей продукции. Возможно, стоит даже делегировать часть прав на освоение Арктики другим странам. Это может быть не так выгодно политически, но гораздо более рентабельно.

Кроме того, нельзя забывать и о значении Северного Ледовитого океана и Севморпути непосредственно для развития Сибири и Дальнего востока. Нужно сместить фокус с глобальных политических игр именно на внутреннее развитие страны. Все это поможет наиболее полно раскрыть потенциал региона.