Школа сожительства
Как и большинство других трендов, современная концепция коливингов зародилась в крупных городах США, потом стран Западной Европы, а затем и другими крупными мировыми центрами. Идея коливингов логически развивает идею коворкингов: если людям понравилось покупать подписку на удобное рабочее пространство, где можно взаимодействовать с людьми, напрямую не связанными с ними по профессиональному признаку, почему бы не добавить к этому жилые комнаты?
Этой идеологии придерживались первые коливинги, представлявшие из себя квартиры или дома с несколькими комнатами и большой общей зоной-кухней, где удобно было бы работать и совместно проводить время. Обычно в коливингах сдают комнаты в аренду, так как живут в них в основном небогатые молодые люди, либо учащиеся, либо только начинающие свой карьерный путь.
Однако с появлением коливингов на российском рынке данное понятие трансформировалось в нечто более аморфное. Уже встречаются коливинги разных размеров и с разным количеством удобств, рассчитанные иногда на значительно более богатую аудиторию. Тот самый коливинг-небоскреб, который сейчас строится у Ботанического сада, по сути, противоречит ключевой идеи коливингов. Он является обычным ЖК с квартирами стоимостью от 8 млн рублей за квартиру-студию площадью 20м2.
Более того, этот жилой комплекс иллюстрирует собой другой тренд, согласно которому застройщики, помимо непосредственно жилья, организуют в строящихся ЖК магазины, рестораны, фитнес клубы, детские площадки, школы и прочее. Конечно, таким образом они тоже неизбежно формируют комьюнити жильцов и создают условия для их общения. Но такие дома или жилые комплексы существуют давно, даже в СССР их строили с начала 1930-х годов. Они не являются чем-то инновационным. Но что самое главное, их сложно назвать коливингами, потому что квартиры в них: а) дорогие б) надо покупать/брать в долгосрочную аренду. Это противоречит ключевой идеи коливингов, которые должны быть недорогим жильем и предполагать высокую мобильность арендаторов.
Так в чем же причина такого размывания границ? Судя по всему, само слово «коливинг» стало так популярно, что им явно злоупотребляют и применяют в не самых подходящих ситуациях. Стильное, модное, молодежное название используют, чтобы продать что-то уже давно существующее. Отсюда и появляются рассуждения вроде «Коливинг: новый формат жилья или советская коммуналка?». При этом, полноценных коливингов в западном понимании этого слова в России очень мало.
Разобраться в этом парадоксе нам поможет отчет PricewaterhouseCoopers о рынке недвижимости в РФ за 2020 год. По мнению экспертов PwC, в России практически отсутствует целевая аудитория для такого вида жилья. Запуск коливинга требует значительных вложений, что сказывается на цене комнат. Большая часть населения России не сможет позволить себе проживание в них, другие же предпочитают в аналогичных ситуациях снимать квартиры с друзьями. Все это приводит к тому, что лишь 31% опрошенных PwC предпринимателей видят потенциал в рынке коливингов, в то время как аренду квартир и апартаментов считают привлекательными 49% и 77% респондентов соответственно.
Получается, что бизнес не видит смысла вкладываться в коливинги, а потенциальные клиенты – жить там? И да, и нет.
Несмотря на малый реальный спрос, сама идея «коливинга» явно пришлась по душе большому количеству людей, поэтому его и стали использовать для других проектов. Это значит, что морально население жители России (уж Москвы так точно) морально готово к проживанию в коливингах и, скорее всего, предпочли бы его обычным квартирам, где ты можешь годами не встречать своих соседей. Другое дело, что в материальном плане россияне не могут позволить себе позволить жизнь в классическом коливинге (с ценами 40–50 тысяч рублей в месяц за комнату).
В целом, ситуация очень напоминает время, когда в России только появлялись хостелы. Горели споры о том, что же это за явление: красивое название ночлежки или нечто принципиально новое. Многие общежития, следуя трендам, стали именовать себя хостелами. Перспективы же действительно хороших хостелов были неочевидны из-за репутации отрасли в целом и высоких, относительно других вариантов, цен. И вот, спустя примерно 10 лет, история расставила всё по своим местам: люди в целом поняли, что подразумевает под собой это понятие, а сами хостелы сформировали свою нишу и захватили значительную долю рынка гостиничных услуг.
Рынок коливингов пока еще даже не сформировался, но, несмотря на все обстоятельства, кажется, что через какое-то время общество поймет все их плюсы, а сами они трансформируются под особенности российского рынка. Но пока отрасль, несмотря на информационный шум, остается в зачаточном состоянии.