За тех, кто в финтех
В настоящий момент финтех — инновационная отрасль экономики, слияние современных технологий и мира финансов. Чтобы угнаться за ведущими игроками рынка, разработчики должны постоянно внедрять новые функции и разрабатывать новые сервисы. За период с 2018 по 2020 год спрос на финтех вырос в два раза: корпорации делают ставку на финансовые продукты. Такие гиганты, как «Яндекс» и «Тинькоф», регулируют правила игры и задают темпы time-to-market (борьбы за скорость). Это как в покере — победит тот, кто быстро реагирует на меняющиеся тренды и внимательно следит за другими игроками. Крупные и неповоротливые банки в этой игре пока что\ сдают позиции в предоставлении финансовых услуг.
Финтех, помимо всего прочего, — это еще и про демократизацию. Транзакции, которые клиенты могут проводить в любое время и в любом месте, задают темпы развития и внедрения ускоренной идентификации, например, с помощью той же биометрии. Пользовательский опыт выступает основным драйвером изменений и показателем спроса на них. Исследовательский опрос Deloitte в 17 странах показал, что менее 50% пользователей банков довольны их услугами и продуктами. Другие компании на ранке куда более активно внедряют технологии и пользуются большим признанием пользователей.
Одна из таких компаний — британский онлайн банк Revolut, основатель которого Николай Сторонский не признает слово «банк», считая его устаревшим: «В моём понимании банк и финансовый сервис — это разные вещи. Ни один банк не даст тебе возможность в одном приложении купить криптовалюту, продать акции, использовать автоинвестирование в портфели ценных бумаг». В 2020 году Revolut стал прибыльной компанией и с оценкой в 4,2 млрд фунтов стерлингов стал самым дорогим финтехом Великобритании. В январе 2021 года компания подала заявку на получение британской банковской лицензии. Мы видим, как финтех-компании превращаются постепенно в банки, расширяя список услуг, а банки активно используют технологии и идеи финтех-компаний.
В недалеком будущем каждая компания сможет причислить себя к сфере финтех точно так же, как сейчас все говорят, что они из сферы IT. Спрос на финтех-продукты растет, сейчас даже онлайн-ритейл превращается в банкинг. Например, маркетплейс Ozon уже не первый год предоставляет кредиты на покупки, а недавно компания купила небольшой банк ради лицензии и выпуска банковской карты – и это только начало. «Яндекс» за последний год создал сервис «Инвестиции» и тоже поглотил банк. Никто уже не удивляется при виде кредитной карты от Apple, в 2019 году корпорация выпустила Apple Card и, кажется, не собирается останавливаться на пути завоевания финансового рынка. От такой конкуренции в сфере банков выигрывают все, кроме консервативных банков: потребители, получающие услуги на высшем уровне, и компании, открывающие себе новые рынки.