Без теории к практике
Приглашение на Петербургский международный экономический форум известного тиктокера Дани Милохина вызвало неоднозначную реакцию в СМИ и социальных сетях, а феномен TikTok невольно затрагивает даже тех, кто не пользуется приложением. В том, причем тут экономика и подростки-тиктокеры, разбирается стажер Лаборатории экономической журналистики Ангелина Махсон.
В последнее время бренды в России активно используют платформу TikTok для собственного продвижения, а подростков, снимающих смешное короткое видео, часто можно увидеть на улице. Участие известного тиктокера Дани Милохина в Петербургском международном экономическом форуме обусловлено не его особыми знаниями и опытом в бизнесе, а тем количеством внимания, которое он смог привлечь к форуму. По мнению эксперта Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ Антона Буланова, приглашение блогера стало хорошим способом формирования новой аудитории «Сбербанка»: «Мы живем в символьной экономике, которая втягивает в свой оборот все, что можно превратить в знак. И все, что при помощи современных медиа может превратиться в бренд, превращается в него: люди, события, топонимы. Происходит событие, возникает новый герой, и его немедленно коммерциализируют. А любая успешная попытка коммерциализации тут же попадает в поле зрения больших игроков. И тогда персональные бренды вроде Дани Милохина интегрируются в большие бренды, такие как “Сбер”. Лакомый кусок для большого бренда здесь, скорее, аудитория, нежели смыслы более мелкого.
Алгоритмы популярной социальной сети обрабатывают огромный спрос и предложение, соединяя предпочтения зрителя и контент. По разным оценкам, число активных пользователей приложения колеблется от 700 млн до более 1 млрд, и оно постоянно растет. Авторы видео могут повлиять только на показатели вовлеченности, вызвать у зрителей желание проявлять активность. Для того чтобы набрать популярность в TikTok, не нужны высшее образование или какие-то особые знания – достаточно креативности и умения считывать тренды социальной сети. Это своеобразный рынок с сильной конкуренцией и минимальным входным барьером, выигрыш в такой системе зависит от собственной способности сделать вирусное видео, стать узнаваемым и привлекающим внимание.
Основная задача авторов видео в TikTok — попасть в рекомендации, сделать что-то, что понравится аудитории. На этом и строится представление о спросе у современных подростков. Без особых экономических знаний каждый школьник с телефоном может взять инструмент для создания продукта и без всяких рисков «продать» его аудитории. Методом проб и ошибок, а иногда и благодаря чистой случайности, его контент может попасть в тренд и стать популярным. Такая платформа отличается от реальной экономики отсутствием рисков для условного подростка-производителя видео. Однако дает возможность на своем опыте изучить аудиторию и понять, что ей нравится на что она откликается.