Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Без теории к практике

Как тиктокеры играют на спросе в социальной сети

Даня Милохин

Даня Милохин
Фото: Валентин Егоршин / фотохост-агентство ТАСС

Приглашение на Петербургский международный экономический форум известного тиктокера Дани Милохина вызвало неоднозначную реакцию в СМИ и социальных сетях, а феномен TikTok невольно затрагивает даже тех, кто не пользуется приложением. В том, причем тут экономика и подростки-тиктокеры, разбирается стажер Лаборатории экономической журналистики Ангелина Махсон.

В последнее время бренды в России активно используют платформу TikTok для собственного продвижения, а подростков, снимающих смешное короткое видео, часто можно увидеть на улице. Участие известного тиктокера Дани Милохина в Петербургском международном экономическом форуме обусловлено не его особыми знаниями и опытом в бизнесе, а тем количеством внимания, которое он смог привлечь к форуму. По мнению эксперта Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ Антона Буланова, приглашение блогера стало хорошим способом формирования новой аудитории «Сбербанка»: «Мы живем в символьной экономике, которая втягивает в свой оборот все, что можно превратить в знак. И все, что при помощи современных медиа может превратиться в бренд, превращается в него: люди, события, топонимы. Происходит событие, возникает новый герой, и его немедленно коммерциализируют. А любая успешная попытка коммерциализации тут же попадает в поле зрения больших игроков. И тогда персональные бренды вроде Дани Милохина интегрируются в большие бренды, такие как “Сбер”. Лакомый кусок для большого бренда здесь, скорее, аудитория, нежели смыслы более мелкого.

 

Кадр из фильма «Один дома», режиссер Крис Коламбус. США, 1990
Кадр из фильма «Один дома», режиссер Крис Коламбус. США, 1990

Алгоритмы популярной социальной сети обрабатывают огромный спрос и предложение, соединяя предпочтения зрителя и контент. По разным оценкам, число активных пользователей приложения колеблется от 700 млн до более 1 млрд, и оно постоянно растет. Авторы видео могут повлиять только на показатели вовлеченности, вызвать у зрителей желание проявлять активность. Для того чтобы набрать популярность в TikTok, не нужны высшее образование или какие-то особые знания – достаточно креативности и умения считывать тренды социальной сети. Это своеобразный рынок с сильной конкуренцией и минимальным входным барьером, выигрыш в такой системе зависит от собственной способности сделать вирусное видео, стать узнаваемым и привлекающим внимание.

Основная задача авторов видео в TikTok — попасть в рекомендации, сделать что-то, что понравится аудитории. На этом и строится представление о спросе у современных подростков. Без особых экономических знаний каждый школьник с телефоном может взять инструмент для создания продукта и без всяких рисков «продать» его аудитории. Методом проб и ошибок, а иногда и благодаря чистой случайности, его контент может попасть в тренд и стать популярным. Такая платформа отличается от реальной экономики отсутствием рисков для условного подростка-производителя видео. Однако дает возможность на своем опыте изучить аудиторию и понять, что ей нравится  на что она откликается.