Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Большие перемены в образовании

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) были названы 10 самых инновационных компаний в сфере образования. В этом списке не оказалось ни одной хоть сколько-нибудь известной организации. При этом многие популярные онлайн-университеты и школы позиционируют себя именно как участники нового витка эволюции образования. За кем на самом деле будущее, выясняет стажер Лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Михаил Воронин.

Кадр из фильма «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев. СССР, 1972

Кадр из фильма «Большая перемена», режиссер Алексей Коренев. СССР, 1972

С лета прошлого года фонд «Росконгресс», который и организует Петербургский экономический форум, проводил конкурс среди компаний в сфере образования. Делал он это при поддержке Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения России и Агентства стратегических инициатив. Согласно условиям, подать заявку на участие в конкурсе могло любое юридическое лицо, которое занимается инновационными образовательными проектами, обладающими перспективами коммерциализации.

Всего проекты оценивались по 14 критериям, самыми важными из которых были:

  • Наличие концепции технологии/продукта/услуги
  • Использование инновационных технологий
  • Рынок является новым и растущим
  • Проработаны планы по выходу на зарубежные рынки
  • Продукт востребован на рынке
  • Составлен бизнес-план для запуска

Победителями конкурса стали компании Polygled, OTUS, НТ-СПб, «Инновации детям», Plario.ru, «Т-система», Tutoronline, «Нейродистант», «Эйнштаун», «Модеус». Скорее всего, вам эти названия ни о чем не говорят, и это нормально. Почти все из них не были хоть сколько-нибудь известны до публикации результатов конкурса.

Направления деятельности стартапов тоже в целом типичны. Хотя есть интересные нишевые идеи, почти вся десятка – онлайн-платформы, предоставляющие курсы быстрого освоения IT-специальностей, изучение языков, занятия с репетиторами, повышения квалификации и тому подобное.

Возможно, при упоминании этих услуг у вас в голове всплывают названия других компаний: Skillbox, Skill factory, GeekBrains, Coursera, «Открытое образование», Profi.ru, «Яндекс.практикум», в конце концов, «Синергия». Понятное дело, не все эти компании российские, но отечественная часть этих проектов вполне подходит под предложенные критерии. Более того, эти компании вкладывают значительные средства в продвижение бренда и таргетирование потенциальной аудитории, некоторые уже выходят или вышли на международный рынок. Так чем же они хуже?

Скорее всего, ничем. Все организации, позиционирующие себя как прорывные в образовании, движутся примерно в одну и ту же сторону. Во-первых, в онлайн. Во-вторых, они существуют в концепции непрерывного обучения, свойственной постиндустриальному обществу. Клиенту предоставляется возможность быстро освоить навыки, необходимые рынку здесь и сейчас. Разница между платформами только в количестве клиентов и способах продвижения.

Кадр из фильма «Идеократия», режиссер Майк Джадж. США, 2005
Кадр из фильма «Идеократия», режиссер Майк Джадж. США, 2005

И тут приходится искать возможные мотивы такого распределения мест членами жюри. Может, конкуренция настолько велика, что даже крутым идеям не хватает места в десятке лучших? Или не всех позвали принять участие в отборе. Или даже получение первых мест на форуме рассматривается организациями как удобный инструмент маркетинга, и они готовы пойти на все ради этого, включая незаконные схемы? Всей правды мы никогда не узнаем.

Но, возможно, к ней нас приблизит следующий факт. В 2014 году ВШЭ проводила похожий конкурс инновационных стартапов в образовании. Тогда было выбрано несколько призеров, а победителем стал проект HROOM. Прошло семь лет, но ни один из участников того форума не оправдал надежд, оставшись в категории «невыстрелевших» стартапов.

Если же мы посмотрим на списки самых перспективных молодых образовательных компаний, составляемых различными изданиями, то увидим, что там почти нет совпадений. И большинство проектов из этих рейтингов тоже неизвестны широкой аудитории или уже вовсе закрылись. Все это иллюстрирует знаменитую мудрость: «Из всех стартапов лишь 1% выживает».

Как мы видим, попадание в топ инновационных компаний вовсе не говорит о каких-то невероятных перспективах. Скорее всего, ситуация на рынке будет развиваться так же, как развивалась, а про победителей конкурса ПМЭФ’21 уже через несколько лет никто не вспомнит.