Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Теслы грязи не боятся

Всемирно известный производитель мощных грузовиков «КамАЗ» хочет стать отцом отечественного электромобиля

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» режиссер Ричард Дж. Льюис, США, 2020

Кадр из сериала «Мир Дикого Запада» режиссер Ричард Дж. Льюис, США, 2020

В наши дни происходит настоящий бум электротранспорта. Практически каждый крупный автомобильный производитель обладает собственной линейкой электромобилей или планами на введение таковой в ближайшее время. Данный тренд не обошел стороной и российский автопром, «КамАЗ» к 2024–2025 годам планирует выпустить первый отечественный электромобиль. Что стоит за планами развития электротранспорта в РФ и чего ожидать в ближайшее время, разбирался стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Игорь Прокудин.

В мае 2021 года Министерство экономического развития представило план по развитию сферы электромобилей в России. Согласно данным презентации программы, на эти цели будет направлено 418 млрд рублей. Часть этих денег пойдет на создание сети зарядных станций, а другая часть -- на развитие производства электромобилей в стране. Действительно, на отечественном рынке представлен очень скудный набор электрического транспорта, несмотря на высокую популярность личного автотранспорта среди населения по сравнению с Европой.

 

Статистика продаж автомобилей на европейском рынке за 2020 год (согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса)
Позиция Страна Объем
1 Германия 3 219 304
2 Франция 2 100 013
3 Великобритания 1 930 478
4 Россия 1 598 825
5 Италия 1 533 353
6 Испания 1 018 001
7 Бельгия 502 409

 

На данный момент лидирующей по показателю инноваций в автомобильной индустрии остается американская компания Tesla и очень показательным является отсутствие официального представительства данной корпорации в России. Однако 2021 год может оказаться поворотным для развития сферы электромобилей. Заинтересованность правительства Российской Федерации в развитии данного сектора может создать прецедент, когда не производители электромобилей будут создавать инфраструктуру для данного вида транспорта, а наоборот, именно созданная инфраструктура сделает российский рынок привлекательным. Согласно планам Минэкономразвития, к 2030 году в России планируется создание 150 тысяч зарядных станций для электромобилей. Масштабы поражают, особенно если учитывать, что за восемь лет корпорация Tesla построила лишь 24 тысячи зарядных станций по всему миру.

Помимо инфраструктуры для развития рынка электромобилей необходима и сама доступность данных средств передвижения в России. С этим все гораздо сложнее. Из-за значительных бюрократических нагрузок на отрасль, необходимости внедрения уникальной для России системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и отсутствия должных льгот, западные автомобильные корпорации не спешат выходить на российский рынок электромобилей. Этой ситуацией решила воспользоваться российская госкорпорация «Ростех», чья дочерняя компания «КамАЗ» представила свой прототип электромобиля в декабре 2020 года. Модель «КАМА-1» призвана занять отечественный рынок электротранспорта, благодаря своей низкой стоимости и наличию дополнительной скидки в 25% при покупке электромобилей российского производства, согласно программе правительства.

Прототип электромобиля «КАМА-1», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Прототип электромобиля «КАМА-1», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Планы «КамАЗа» по-настоящему амбициозные: производитель планирует уровень продаж в 20 тысяч автомобилей в год при нынешнем уровне продаж электромобилей в России, который чуть превышает 1 тысячу единиц в год. Кроме этого, новинка от «КамАЗа» сильно отстает по технологическим характеристикам от западных аналогов: запас хода на одном заряде составляет примерно 300 километров против 520 у самой бюджетной модели Tesla. Учитывая планы Илона Маска выйти на российский рынок в ближайшее время и меры правительства России по созданию инфраструктуры для электромобилей, которые подстегнут выход иностранных компаний на отечественный рынок, оптимизм касательно успеха модели «КАМА-1» начинается стихать. Удастся нашему автопрому закрепиться на рынке электромобилей или данную часть рынка полностью займут иномарки, нам предстоит только наблюдать за этим.