Зеленая полоса жизни
На фоне предрекаемого глобального потепления и других климатических изменений зеленое производство выходит на первый план в списке инноваций. Пока почти весь мир состоит в Парижском соглашении, а Евросоюз собирается избавиться от двигателей внутреннего сгорания в машинах к 2030 году, Россия тоже пытается не остаться в стороне. Какие меры уже принимаются российскими госкорпорациями в сфере экологии, разбирались стажеры Лаборатории экономической журналистики Игорь Прокудин и Ангелина Махсон.
«Роснефть»
Нефтегазовая компания «Роснефть» начала движение в сторону экологии в 2018 году, тогда в руководстве компании заявили о приверженности 17 Целям устойчивого развития – пакет взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех». В прошлом году стало известно о планах корпорации инвестировать в «зелёные проекты» 300 млрд рублей в период с 2020 по 2025 год. По мнению директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгия Сафонова, «Роснефть» рассчитывает компенсировать этой суммой только малую часть общих выбросов от своей деятельности.
Центр экономики окружающей среды и природных ресурсов: Директор центра
«Есть несколько видов выбросов нефтегазовых компаний, и, по-хорошему, надо считать след от разных производств, – заявил Георгий Сафонов в интервью Лаборатории экономической журналистики. – Я думаю, что компания "Роснефть” делает акцент на прямые выбросы, связанные с добычей нефти и газа. Прямые выбросы от производства не очень существенные, и в принципе с ними можно что-то сделать. Второй вид выбросов рассчитывается от деятельности обслуживающих компаний – например, от электростанции, которая может не принадлежать корпорации. И третий тип, дающий самый большой объём выбросов, – от использования продукции компании».
Информация из открытых источников о планах госкорпорации вызывает вопрос: а что именно собирается компенсировать компания? Российские нефтегазовые компании привыкли считать своим следом от деятельности исключительно прямые выбросы. Однако наибольший вред атмосфере наносит потребление нефти, а не ее производство. Именно об этом типе выбросов госкорпорации часто умалчивают, когда публикуют экологические планы.
Стоит отметить, что сумма в 300 млрд рублей достаточно большая, но уж точно не достаточная для того, чтобы переделать всю бизнес-модель компании «Роснефть». Если бы компания действительно переживала за экологию, то она должна перепрофилировать производство на что-нибудь другое, например, зеленый водород.
«Сейчас порядка 30% нашей программы зеленых инвестиций направляется на сокращение выбросов парниковых газов. В среднем за период реализации в эти годы мы направляем в программу порядка 5% от нашей совокупной инвестиционной программы. В будущем мы ожидаем, что эта доля будет расти», – заявил советник по стратегическому планированию и инвестициям в ранге вице-президента «Роснефти» Алексей Салин.
Благодаря этим инвестициям, руководство госкорпорации планирует к 2028 году запустить в пилотном режиме систему, призванную полностью удалять выбросы углекислого газа. Представители «Роснефти» заявляют, что компания будет закачивать выбросы CO2 в пласт. При том, что это все еще касается исключительно противодействия прямым выбросам, а остальные составляющие вреда экологии от нефтегазовой компании остаются за пределами внимания руководства «Роснефти».
По мнению директора Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгия Сафонова, у России высокий потенциал в развитии зеленых источников энергии. Она может стать по-настоящему лидером в вопросе зеленой инновационной экономики. Тренд на перестройку корпораций в сторону более экологичных источников энергии действительно общемировой – одна из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Total подала на перерегистрацию компании в TotalEnergies, позиционируя себя не только как компанию, завязанную на нефти, но и как производителя зеленой энергии.
«Норникель»
После экологической катастрофы в мае 2020 года к горно-металлургической компании «Норникель» обращено особое внимание. 17 мая 2021 года стало известно о новом факте разлива топлива в Красноярском крае. Из-за коррозии резервуара Таймырской топливной компании (входит в группу «Норникель») произошла утечка порядка 200 литров дизтоплива. Масштабы происшествия не столь велики: год назад разлилось более 20 тысяч литров топлива, а ущерб, по данным Росприроднадзора, составил 148 млрд рублей.
На сайте «Норникеля» существует раздел, посвящённый устойчивому развитию. Так, например, в 2016 году компания произвела полную остановку работы Никелевого завода в черте Норильска. На данный момент происходят демонтаж и консервация завода. По заявлению руководства компании, такое решение позволило сократить в черте города выбросы диоксида серы на 30%, по сравнению с показателями 2015 года, а также ликвидировать два выпуска сточных вод.
Основной проблемой компании становятся человеческий фактор, изнашивание оборудования и его недостаточная технологичность. По крайней мере, именно они признаются причинами экологических катастроф и вреда природе, который наносит «Норникель». Компания в полной мере приняла на себя ответственность за катастрофу мая 2020 года и занимается ликвидацией последствий.
Как заявил Лаборатории экономической журналистики директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов Высшей школы экономики Георгий Сафонов, инфраструктура промышленных заводов в арктической зоне не рассчитана на таяние вечной мерзлоты, из-за чего катастрофы, подобные норильской, будут происходить все чаще, если все компании региона не займутся модернизацией своего производства. В декабре 2020 года в «Норникеле» заявили, что планируют вложить порядка 264 млрд рублей в улучшение качества воздуха на территории деятельности компании (Норильский промышленный район и Кольский полуостров) и 80,7 млрд рублей в снижение загрязнения водных ресурсов, сохранение объема оборотной воды и обеспечение местных жителей чистой водой. Это лишь часть известных затрат по стратегическому планированию компании в конце прошлого года, которые планируют пойти на компенсацию всех трех уровней выбросов от деятельности «Норникеля».
«Сбербанк»
7 мая в «Сбербанке» заявили, что к 2030 году отделения банка станут углеродно нейтральными. По словам первого зампреда правления банка Александра Ведяхина, компания компенсирует углеродный след, благодаря сокращению использования бумаги, переходу на экологически сберегающий транспорт и высадке деревьев. «Сбербанк», как и другие банки, не оказывает прямое воздействие на климат и экологию, по сравнению с промышленными энергетическими компаниями.
«Сбербанк» активно участвует в создании зеленых сертификатов. То есть производитель электроэнергии подтверждает экологическое происхождение продукта после независимой верификации. Дальше банк использует обычное электричество из энергосети и покупает на этот объем у энергетической компании зеленые сертификаты, которые подтверждают генерацию объема возобновляемой электроэнергии. Таким образом, госкорпорация может компенсировать свои выбросы от потребления электроэнергии.
«Что очень важно, “Сбербанк” не только движется сам в сторону экологии, но и вовлекает своих клиентов и партнеров в направлении ESG-бизнеса, когда компании делают не только прибыль, еще занимаются экологическим вопросами, социальными и прозрачным управлением», – отмечает Георгий Сафонов. – Такой подход сейчас набирает популярность, и “Сбербанк” является хорошим пропагандистом и помощником в этом деле для компаний, которые с ним сотрудничают. Более 60% всего бизнеса обслуживается в “Сбербанке”, поэтому это инструмент для того, чтобы массово мотивировать бизнесы заниматься экологическим проектами и вопросами».
Россия обладает огромным потенциалом стать лидером в развитии зеленой экономики и, если мы хотим достичь этой цели, то государственные корпорации должны задавать тренд на перемены, а не просто проводить косметические изменения.
Сафонов Георгий Владимирович
Директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов