Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Ни инфраструктуры, ни совести»

Начался бархатный сезон, и те, кто не привязан к школе, в том числе высшей, задаются вопросом: стоит в ковидную эпоху отправляться за границу или лучше активно путешествовать по своей стране? В противостоянии международного и внутреннего туризма за клиента все средства хороши. К каким стратегиям прибегают, а что обходят стороной, разбиралась стажер Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Евгения Ромаданова

Кадр из фильма «Пляж», режиссер Дэнни Бойл. США, 2000

Кадр из фильма «Пляж», режиссер Дэнни Бойл. США, 2000

Использование туристического кешбэка, или 1000 и 1 способ «удержать» население в стране: суть данной программы заключается в том, что через карту «Мир» часть затрат (до 20% от стоимости тура) на путешествия по России в 2021 году возвращается. Естественно в данной системе есть такие подводные камни, как:

1) тур должен быть приобретен не позднее 31 августа и оплачен картой «Мир»;

2) максимальная выплата по кешбэку достигает отметки всего в 20 тысяч рублей;

3) существует определенный пул отелей и туров, входящих в программу;

4) минимальный период проживания в отеле для получения выплаты - две ночи.

Однако огромным плюсом является то, что субсидию можно получить неограниченное количество раз.

С одной стороны, мы имеем дело с протекционистской политикой, направленной на возмещение убытков, связанных с пандемией и стимулированием российского туризма. С другой, снова множество различных условий, ограничивающих свободу выбора россиян, которые «оставляют за бортом» значительную часть людей без каких-либо субсидий.

Однако во власти понимают, что российский туризм является развивающимся и значительно отстает от зарубежных конкурентов с огромным многолетним опытом в этой сфере. Например, председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отзывается о российском туризме так: «Нет ни инфраструктуры, ни совести у тех, кто должен заниматься приемом гостей, заниматься отдыхом. Но это поправимо».

Соответственно, россиян призывают не расстраиваться, ведь то-то еще будет! Но помимо недостаточного опыта в туристическом бизнесе, наши курорты сталкиваются с еще большими проблемами, такими как «перегрев» туристами нашего юга.

Именно здесь и выручает международный туризм. Помимо того, что он не переориентирует туристов, как уже забронировавших Сочи или Анапу, так и просто приверженцев внутреннего туризма (потому что у Сочи свой клиент, у Турции свой), он разгружает наш юг. Что касается эпидемиологической ситуации, то тут мнения разошлись. Одни считают, что в России проще справится с форс-мажорами, изоляцией в случае чего и так далее, другие же уверены в том, что в других странах риск заболеть меньше из-за различных сложных и не очень условий для въезда, хорошей санитарной обработки и не такого большого скопления людей, как на пляжах России.

Руководитель Международного научно-образовательного центра биологической безопасности Дальневосточного федерального университета Михаил Щелканов об открытии границ отзывается так: «Всегда так, как только небольшое улучшение в эпидемиологической ситуации, тут же принимается решение о возобновлении рейсов. Мы на эти грабли постоянно наступаем. Это резко противоречит серьезности эпидемической ситуации».

Но в одном данные две группы схожи — в ценах. Повышения цен следовало ожидать, ведь компаниям кризис надо перебить и выйти на рентабельность, ну и спрос заметно превысил предложение, что привело к перегреву рынка.

Однако туризм — это дело вкуса, ведь и международный, и внутренний имеют плюсы и минусы. Главное — не забывать о мерах предосторожности и стараться наслаждаться каждым днем!