ФАС покусал Booking
26 августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выиграла суд у Booking B. V. и наложила на голландскую компанию штраф в размере 1,3 млрд рублей. Но что более важно, букингу придется отменить часть условий в договоре, включая пункт о паритете цен. Стажер лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Михаил Воронин проанализировал детали двухлетней судебной саги и спрогнозировал, как изменится гостиничная отрасль в целом.
В феврале 2019 года общественная организация по защите малого и среднего бизнеса «Опора России» обратилась в ФАС с жалобой о нарушении закона о защите конкуренции. Главная претензия – пункт в договоре о паритете цен, согласно которому отель обязан предлагать на Booking.com самые низкие цены. Если же на любой другой платформе, включая собственный сайт, гостиница размещает более выгодные предложения, то ее ждут проблемы. Сначала отелю приходит предупреждение, потом штраф, и на третий раз отель блокируют на сайте.
Поскольку около 70%, а при запуске проекта – более 90% бронирований среднестатистическому отелю приносит именно этот сервис, существовать без него почти невозможно. Все остальные каналы продаж: AirBnB, Expedia, «Островок», «Яндекс» и Google и даже свой сайт, Instagram и все остальные вместе не способны обеспечить гостинице приемлемый поток клиентов, а Booking в одиночку может. Поэтому отельеры вынуждены соглашаться на любые условия платформы, ведь в ином случае деятельность отеля будет обречена на неудачу. При этом комиссия сайта – около 20%, так что гостинице выгодно делать скидки на прямые бронирования.
Позиция Booking была примерно такой: не нравятся условия – не работайте с нами. Звучит вполне логично, если не учитывать статус сервиса, который, по сути, является монополистом. В этом уверен и владелец сети хостелов и отелей «Друзья» Сергей Морев.
«Проблема в том, что паритет выгоден монополисту. Тонкий момент - никто не заставляет отели подключаться к программе. Но рыночная ситуация заставляет их это делать»
Владелец сети хостелов и отелей «Друзья»
В ФАС этот статус учли, и постановили убрать пункт из условий. Агрегатор отказался, и антимонопольная служба возбудила против платформы дело о злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Более полутора лет продолжался судебный процесс с экспертизами, апелляциями и прочими бюрократическими прелестями. И вот, когда все уже потеряли надежду, суд принял итоговое решение. Пришло время разобраться, изменится что-нибудь в отрасли, или Booking сохранит свои позиции.
В первую очередь надо отметить, что Booking не может контролировать абсолютно все бизнес-процессы на рынке, существуют лазейки, позволяющие обойти правила компании. Можно предложить гостю более низкую цену без лишнего шума. Поскольку делать скидки наиболее рационально на прямые брони, с которых не надо платить комиссию, за самыми выгодными предложениями стоит обращаться к отелю напрямую. Либо по телефону, где администратор с радостью расскажет про все спецпредложения, либо на сайт, с использованием промокода. Причем промокод, например, на скидку в 10% может быть написан прямо в том же окне большими буквами. Поэтому легализация гибкой ценовой политики лишь увеличит ее масштабы, но не откроет чего-то ранее не существовавшего.
Многие предприниматели вообще не уверены, что решение суда будет исполнено, а если и будет, то агрегатор найдет как его обойти. Например, управляющая сетью «Урал Апарт» Лариса Шевронистова считает, что Booking либо полностью проигнорирует постановление, либо начнет продвигать в поиске отели с гарантией лучшей цены.
«На мой взгляд, они либо ничего не заплатят, либо будут тянуть очень долго и оспаривать, либо введут новый паритет в выдаче, лояльные средства размещения с паритетом цен будут ставить выше, не лояльные ниже. Совсем не лояльные и спорщиков в бан. Тогда сами средства размещения начнут стремиться вверх и придерживаться продиктованных правил Booking»
Управляющая сетью «Урал Апарт»
Тем не менее, нельзя не отметить значимость решения ФАС в контексте назревающих изменений на рынке туристических онлайн-агентств (OTA). Около двух месяцев назад в индустрию ворвался сервис «Яндекс.Путешествия» с поддержкой государственной программы «Туристический кэшбек 20%» и уже потеснил второстепенных игроков вроде «Островка» или 101Hotels. Многие другие корпорации с развитыми экосистемами, такие как Google и Amazon, также готовятся к полноценным запускам своих OTA, и за счет связи с другими сервисами они также в перспективе смогут откусить значительную долю рынка. Хотя на это потребуется время.
«Booking будет в приоритете пользователей еще долгое время, пока наш состряпанный сервис по бронированию наберет хоть какой-то вес»
Управляющая сетью «Урал Апарт»
Не стоит недооценивать итог данного дела, его последствия могут оказаться крайне неприятными для Booking.com. Не стоит недооценивать и серьезность ФАС, которая, как показывает практика, является единственной госструктурой, способной регулярно побеждать крупнейшие российские и иностранные компании. Газпром, Роснефть, «Яндекс», Google и многие другие гиганты в разное время были вынуждены либо исполнять решения антимонопольной службы, либо платить огромные штрафы и все равно их исполнять.
Точка в деле еще не поставлена, но Booking B. V. точно изменит свою политику в отношении средств размещения (пока неясно, в сторону ужесточения или смягчения). 13 сентября компания подала заявление в Арбитражный суд Москвы с требованием признать незаконным штраф. Так что итог этого дела мы узнаем в лучшем случае через несколько месяцев.