Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Мальчики не плачут, а расстраиваются»

Как корпорации делают гендеры равными

На фото участники дискуссии (слева направо): директор по маркетингу Coface в РФ Елена Филиппова, руководитель практики устойчивого развития Accenture Ирина Мусина, HR-директор VOLVO Russia Татьяна Андреева, основатель и директор форума и премии Woman who matters Анна Рудакова

На фото участники дискуссии (слева направо): директор по маркетингу Coface в РФ Елена Филиппова, руководитель практики устойчивого развития Accenture Ирина Мусина, HR-директор VOLVO Russia Татьяна Андреева, основатель и директор форума и премии Woman who matters Анна Рудакова
Михаил Воронин, Лаборатория экономической журналистики

12 октября в НИУ ВШЭ состоялся деловой диалог «Корпоративная социальная ответственность (КСО) за пределами COVID-19». Одной из затронутых тем стало гендерное равенство и защита женщин от дискриминации. Стажер Лаборатории экономической журналистики Михаил Воронин разобрался, что в этом направлении делают российские компании для приближения к западным стандартам.

Самое интересное на конференции, организованной Высшей школой бизнеса и Фондом ООН в области народонаселения, происходило в рамках круглых столов. Участники форума обсуждали проблемы пожилых людей, женщин и людей с ограниченными возможностями, и то, как бизнес может их защищать. Главной темой одной из таких дискуссий стало гендерное неравенство.   

Обеспечение равенства между полами и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек - это цель устойчивого развития, принятая ООН под номером 5. За последние десятилетия во всем мире в этом направлении был достигнут большой прогресс, однако, еще в апреле 2020 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш высказывал опасения, что все эти достижения «могут быть сведены на нет из-за пандемии COVID-19». Он призывал правительства уделить женщинам и девочкам центральное место в рамках усилий по восстановлению экономики и учитывать гендерные последствия во всех планах реагирования на последствия COVID-19. В числе прочего предусматривается разработка социально-экономических планов, ориентированных на жизни и будущее женщин и девочек.

В целом, по словам участниц дискуссии, соотношение сотрудников мужского и женского пола в большинстве отраслей экономики В России до сих пор неравнозначно. Хотя в некоторых организациях гендерный баланс уже почти соблюден. Например, в консалтинговых фирмах доля женщин может достигать 45%.

А вот среди специалистов технического профиля все еще значительно больше мужчин.

Индекс гендерного разрыва

Всемирный экономический форум (World Economic Forum, ВЭФ) ежегодно проводит глобальное исследование степени гендерного разрыва в разных странах мира. По итогам публикуется рейтинг государств с расчетом индекса, показывающего степень гендерных различий в доступе к ресурсам и возможностям. Чем ближе индекс к 1, тем меньше разрыв между правами мужчин и женщин в стране.

В 2021 году в пятерку стран-лидеров по этому показателю вошли: Исландия (индекс 0,892), Финляндия (0,861), Норвегия (0,849), Новая Зеландия (0,84), Швеция (0,823). Россия по версии ВЭФ находится на 81 месте с показателем индекса 0,708, следуя за Казахстаном и Таиландом (у обоих индекс 0,71). На последнем, 156-м, месте рейтинга - Афганистан, где индекс равенства полов составляет всего 0,444.

Руководитель внутренних коммуникаций KPOK Наталья Непомнящая считает, что корни проблемы  в годами формировавшихся в обществе убеждениях и решать ее стоит комплексно. «Наша задача – работать с мамами девочек, которые не хотят отпускать их в технические вузы из-за стереотипов о программистах с десятью кружками чая», - уверена она.

При этом в России ситуация c гендерным балансом в IT-компаниях в целом лучше, чем в западных странах. По словам Натальи Непомнящей, в крупных корпорациях, таких как Microsoft или IBM, доля женщин составляет  20–25%, в то время как в российской IT-индустрии - 30–40%.

В то же время в стране не хватает женщин на руководящих постах. В отличие от США и некоторых европейских стран, где уже сформировалось несколько признанных в обществе моделей поведения руководительниц, в России женщин на руководящих постах часто не воспринимают всерьез. «У нас, когда говорят о женщинах-руководителях, представляют либо Людмилу Прокофьевну из «Служебного романа», либо вообще не руководителя», – отмечает директор по маркетингу Coface в РФ Елена Филиппова.

Кадр из фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов. СССР, 1977
Кадр из фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Рязанов. СССР, 1977

Для борьбы с этим явлением многие компании принимают жесткие меры, которые  в то же время могут приводить к недовольству сотрудников-мужчин. Появляется более выраженное предпочтение по отношению к женщинам при принятии решений о повышениях по службе. Результаты этой политики отслеживают специальными метриками, такими как доля женщин в руководстве и количество подразделений, возглавляемых ими. Создаются внутрикорпоративные курсы, на которые не принимают мужчин. Такие программы направлены не только на повышение квалификации, но и на развитие инициативы и лидерских качеств у женщин. В некоторых фирмах даже есть программы, где более опытные сотрудницы поддерживают и дают советы молодым девушкам. «Это помогает привлекать лучших кандидаток в компанию», – уточняет руководитель практики устойчивого развития Accenture Ирина Мусина.

В то же время в некоторых корпорациях осознают, что нельзя смещать гендерный баланс в одну сторону, и начинают думать и о мужчинах. Например, в Volvo Russia, начиная с 2021 года, мужчины могут брать отпуск по уходу за ребенком. Пока на меньший срок, чем матери, но всё же дело сдвинулось с мертвой точки. Volvo даже пришлось заменить формулировку в названии программы с «защиты материнства и детства» на «защиту родительства». При этом уже отмечаются ситуации, когда мужчины хотят воспитывать детей, но их жены изо всех сил противостоят этому из-за стереотипного мышления.

На фото (слева направо): проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков, региональный директор UNFPA в Восточной Европе и Центральной Азии Аланна Армитаж, первый проректор НИУ ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало, советник по партнерствам UNFPA в Восточной Европе и Центральной Азии Луиз Данн
На фото (слева направо): проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков, региональный директор UNFPA в Восточной Европе и Центральной Азии Аланна Армитаж, первый проректор НИУ ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало, советник по партнерствам UNFPA в Восточной Европе и Центральной Азии Луиз Данн
Михаил Воронин, Лаборатория экономической журналистики

По мнению Ирины Мусиной, пандемия уравняла мужчин и женщин и в работе, и в отношении домашних обязанностей: «Все мы одинаково пострадали от пандемии. Родители уравниваются в своих обязанностях. Когда нет нужды куда-то ехать на работу и проводить там все время, отношение к дому меняется».

Для помощи сотрудникам в меняющихся условиях создаются корпоративные центры психологической поддержки, которые консультируют работников бесплатно. Особое внимание уделяется проблемам мужчин, которые обычно не склонны афишировать свои переживания. «Говорят, что мальчики не плачут, а расстраиваются. Но это не значит, что им не нужна психологическая помощь», – заметила HR-директор VOLVO Russia тема гендерного неравенства Татьяна Андреева.

Несмотря на то, что современные компании стали активно бороться за достижение пятой цели устойчивого развития, тема гендерного неравенства далека от того, чтобы считаться приоритетной. «Эта тема находится в компаниях на седьмом месте. Нужно набрать критическую массу компаний, где гендерное равенство должно быть достигнуто, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки», - уверена Ирина Мусина.

Катькало Валерий Сергеевич

Катькало Валерий Сергеевич
Первый проректор НИУ ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса

Читать далее