Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Они рисуют свой Крым, они рисуют Москву, иногда Петербург и больше ничего»

Интервью с профессором кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ Константином Белоусовым

«Они рисуют свой Крым, они рисуют Москву, иногда Петербург и больше ничего»

Creativemaps.Studio

Современный этап развития языкознания отличается огромным количеством самых разных, зачастую неожиданных, методов и подходов. Так, пермские лингвисты свои исследования строят на графических заданиях: просят информантов нарисовать по памяти карту России и на основе этих работ делают важные выводы о восприятии обществом окружающего пространства. Постепенно разрабатывают профильные приложения и “уводят” задачу в цифровую плоскость. Ученые работают в русле когнитивной лингвистики, которая исследует связь между языком и сознанием человека.

Откуда возникло такое направление, как работают механизмы когнитивной лингвистики и что нарисованные жителями нашей страны «наивные» карты говорят о восприятии пространства России рассказал профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания Пермского государственного национального исследовательского университета, один из создателей «Студии креативных карт» Константин Белоусов. 

Расскажите, как вообще появилась идея создания «Студии креативных карт»?

Дело в том, что студия, изначально была задумана, как проект сугубо научный. Причем проект у нас выиграл грант РНФ [Российского научного фонда - прим.ред.]. Идея там довольно простая. Эти исследования в области так называемой культурной географии начали проводиться очень давно. Но поскольку мы лингвисты, мы делаем упор еще и на некое текстовое описание: как “выглядит” сознание людей. То есть у каждого из нас есть некая ментальная карта, которая описывает наши представления о пространстве, макропространстве. Задача состоит в том, чтобы посмотреть, как наиболее адекватно можно репрезентировать этот образ. Лучше всего с этим справляются средства визуализации. То есть пространство само по себе хорошо визуализируется, но плохо описывается средствами естественного языка, чрезвычайно плохо. А если совместить и визуальную составляющую, и текст, то получится замечательно!

Как вы ищете информантов?

Студию креативных карт мы запустили недавно, потому что мы ее долго тестировали. А вот собирать материал начали давно, году в 2011. Тогда у нас еще были иные отношения с Украиной, и я помню, что люди рисовали трубу, женский образ с косой и подписывали: «Газ нелегально». 

Понятно, что мы тестировали в первую очередь на местных [пермских] студентах, но также в Оренбурге, на Алтае и в Уфе. Сейчас же наша идея – чем больше, тем лучше, поэтому информантов мы собираем несколькими способами. 

Первый - через преподавателей, это, так скажем, один контингент. Второй – через социальные сети, но через них пока процесс не очень хорошо идет. Третий способ - мы сейчас пытаемся сделать совместный проект с одной социальной сетью. Если запустим, то у нас будет возможность собрать материал уже со всей страны.

Можете для стороннего наблюдателя объяснить, как рисование карты России связано с языкознанием?

Скорее оно связано с семиотикой, с общей теорией знаков. Смотрите, на карте есть объекты разного типа. Выразить образ, который есть у человека, ассоциированный с каким-либо местом, можно разными способами. Это может быть конкретная иконка: пользователь может изменить размер города, может выбрать иконку мегаполиса (если рисует через приложение), может выбрать иконку маленького города для одного и того же объекта. Далее он может этот объект охарактеризовать: например, назвать его Санкт-Петербург или Питер, или СПб, как угодно. Следом возникают ассоциации, представления: культурные, исторические, связанные с его личной жизнью. Их можно охарактеризовать какими-то ссылками, дополнительными значками, которые означают, что человек здесь был, жил или хотел бы побывать. 

Еще есть система эмотиконов (пиктограмм, изображающих эмоции - прим.ред.) - для совсем ленивых. Понимаете, у нас не просто человек рисует город и дает ему характеристику: выбор города - уже определенный волевой акт, он значим. Бывает, что респонденты в карту не включают Москву. Не могу сказать, что Москва есть на всех картах. Бывает так: Петербург есть, а Москвы - нет! А иногда и того, и другого нет, а есть какие-нибудь Васюганские болота Томска. Значим также и цвет: если у человека все черное, то цвет здесь не актуален, но если присутствуют разные цвета, тогда это уже что-то означает. Поэтому текстовый слой – это один из знаковых слоев, который есть в этой карте, но не единственный. 

То есть вы работаете в русле когнитивной лингвистики. Как внутри вашего института это направление развивается?

Да, учебно-научная лаборатория социокогнитивной и компьютерной лингвистики в нашем университете [ПГНИУ - прим.ред.] имеет мощную математическую составляющую: математиков даже больше, чем лингвистов. Есть несколько продуктов, и студия – один из них. Для текстового слоя у нас есть отдельное приложение – «Семограф», в котором мы анализируем информацию, есть отдельное приложение для визуализации – SciVi, в котором мы строим графики и так далее.

Лингвисты и математики решают свои предметные задачи в рамках общих научных целей. Приведу пример, требующий междисциплинарного взаимодействия: одной из задач «наивной» географии является классификация безымянных карт, т.е. карт, не сопровождаемых сведениями об информантах. И как показывают наши пилотные эксперименты, существуют методы в том числе и в области машинного обучения, позволяющие с большой точностью правильно классифицировать такие карты, т.е., по сути, восстанавливать информационные лакуны.

В целом, мы пришли к пониманию что для дальнейшего развития надо цифровизировать все этапы исследования, в том числе и сбор исходных данных. Проблема вот в чем: когда наши информанты рисуют карты [от руки], а у нас таких работ более 500, то при сканировании теряется большое количество информации. Остается примерно 20%.

Почему так происходит со сканированием?

Понимаете, сканированные карты надо оцифровать, то есть обводить все контуры. Возьмем, например, представление о размерах объектов: насколько нарисованные людьми озера и моря больше, чем они есть на самом деле? Связаны ли размеры изображения этих объектов от расстояния до места проживания человека? Это с одной стороны. С другой стороны, у всех людей неравные условия: да, мы даем им лист А4, но у кого-то есть карандаши, у кого-то фломастеры, а у кого-то есть только ручка. И огромное количество информации теряется.

Можете на основании десятков нарисованных людьми карт сказать, что россияне в целом думают о своей стране? Что они находят особенно важным в ее образе?

Человек всегда ставит себя в центр. Регион человека будет больше и будет находиться ближе к центру, чем в реальности. Например, Пермь на пермских картах располагается в центре России. Калининград — вот единственный, пожалуй, кого в центр уж никак не поместить. 

Интересно смотреть как рисуют реки. На бумажных картах реки огромные: там Волга может вытекать или впадать, к примеру, из Северного ледовитого океана в Каспийское море. С огромными, на полстраны рукавами. Еще интересно смотреть, как рисуют дороги. Вообще на картах очень мало связей, коммуникации между регионами. Дороги редко встречаются, только на картах географов и сотрудников ГАИ (у нас были и такие информанты), поэтому функцию связи пространства выполняют реки. 

Урал изображают часто: где-то на 80% карт есть Уральские горы. Причем те, кто живет по одну сторону гор, другую часть страны совсем не знают. С западной части Урала что-то нарисовано, а что на востоке - человек совсем не понимает. Иногда могут изобразить только Байкал. Так что знания у людей в среднем довольно поверхностные. 

Мы выделили так называемые национальные объекты, которые часто присутствуют на всех картах. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, это Калининград - западная крайняя точка, Владивосток - восточная крайняя точка, Екатеринбург, Уральские горы. Из рек самая частотная – Волга. 

Города Новосибирск и Казань встречаются уже реже - примерно на 15% карт. Крымские карты вообще другие: они рисуют свой Крым, они рисуют Москву, иногда Петербург и больше ничего. Часто их ничего не интересует – это вот удивительно! Я был потрясен, когда увидел.

С какими-то еще неожиданностями сталкивались во время исследований?

В основном у нас карты нарисованы руками, то есть не в приложении - через него мы только-только начали собирать материал. И вот в картах, нарисованных от руки, масса всего. Например, граница России всегда такая основательная, обведенная несколько раз. А границы других государств совершенно не важны: их вообще не рисуют, просто пишут страны, которые вокруг расположены, либо выделяют их пунктиром. 

Интересно, кстати, что границы своей малой родины информанты отмечают. Вот смотришь на уфимскую или оренбургскую карту и сразу видно: если человек прибыл из деревни, то она как правило будет отмечена, там будет написано что-то хорошее, деревня будет обведена отдельно. Это не всегда, конечно, но довольно часто. 

Из комичных рисунков: пермяки, конечно, могут обидеться, но везде есть Пермь, есть Кама и Волга впадает в Каму, а не наоборот. Если посмотреть на карте момент впадения, то Кама - огромная, а Волга - маленькая, и это обстоятельство местных как-то подвигает считать иначе, чем принято. 

Интересно также, как пространство на картах сжимается и растягивается, это очень заметно: Владивосток оказывается ближе, чем он есть, в несколько раз, Архангельск - наоборот, расположен преувеличенно дальше на север. 

А Москва?

С Москвой интересно: респонденты из разных регионов видят в ней разное и с региональной точки зрения, и с субъективной. Для кого-то — это город греха, это очень часто встречается. И то, что бюджет весь забирает и тому подобное. Кто-то видит совершенно другие вещи: у кого-то там друзья, возможности, кому-то нравится гулять по Москве.

Собирали ли Вы карты других стран? Что можете сказать о них?

Да, у меня был китайский студент-магистрант (сейчас он продолжает работать над темой в рамках кандидатской диссертации). Его работа была связана с геоконцептологией Китая. Он рассматривал три города, его соотечественники также рисовали карты. И интересно, что на их картах вообще нет ничего негативного. У нас народ выплескивает нелюбовь к столице, а китайцы - нет. Они рисуют Пекин, Шанхай, пишут, что это возможности, хороший заработок. Они рисуют Тайвань, причем на большинстве карт он есть. 

Любопытно: через карты можно проследить, что у китайцев на первом месте - еда, они отмечают, что здесь так можно поесть, здесь такая-то еда, а здесь вот фруктов много свежих. И китайцы пользуются активно цветом. Нам благодаря этому удалось соотнести Пекин, Шанхай и Тайвань с цветами. С одной стороны. С другой стороны, там есть еще и описание: нам удалось связать цвет и категории семантических полей. Такое можно сделать и для России. Если у нас будет достаточно большое количество карт, то можно будет соотнести, допустим, цветовые характеристики и семантику.

Планируете ли вы развивать студию дальше? Или она останется научным проектом в рамках университета?

Мы планируем сделать студию коммерческим проектом. Сейчас у нас доступно рисование карт именно в рамках научного исследования. По сути, у нас есть набор иконок, полигонов и всевозможных инструментов, которые можно загружать, менять их наборы. Если кому-то нужно нарисовать город, то для изображения городского пространства есть 120 иконок. Мы продумываем сейчас интерактивные и анимированные иконки. Хотим использовать студию и для дистанционного обучения. Также приложение можно использовать для создания туристических проспектов или разметки изображений.  

А как могут быть практически применены результаты ваших исследований?

Есть два города, которые расположены примерно на одном расстоянии от Оренбурга: Самара и Уфа. Люди рисуют Самару ближе к Оренбургу, так как между ними есть железная дорога, хотя Самара находится чуть дальше, чем Уфа. И тот факт, что люди что-то часто выбирают, уже показывает их отношение к разным регионам. С другой стороны, люди дают регионам характеристики. Если мы сейчас в цифровом формате соберем достаточное количество карт, то можно будет посмотреть, например, каков Пермский край для Саратовской области и наоборот. Для жителей регионов важно знать, с чем их будут ассоциировать и будут ли ассоциировать вообще. С другой стороны, это имидж региона: мы составляем списки основных объектов каждого региона и фиксируем связанные с ними смыслы. Можно сказать, мы изучаем, как осваивается наше огромное российское пространство. Это важно и полезно для всех.