«Ко мне приходит страна, и я решаю все ее экономические проблемы»
Люди планируют учиться только в Вышке
Почему Вы решили поступать учиться именно в Вышку?
Я училась в школе № 1535 (входит в 20-ку школ-лидеров России с лучшими традициями естественнонаучного, гуманитарного и математического образования, по данным Рейтингового агентства RAEX - прим. ред.) на экономическом профиле, поэтому у нас особо не было выбора. Все шли именно в Вышку и, не в обиду другим университетам, была доминирующая парадигма, что именно во ВШЭ самый сильный экономический факультет.
Как-то на церемонии награждения олимпиады школьников "Высшая проба", которая как раз совпала с моим днем рождения, меня поздравили, вручили приз и спросили: куда я собираюсь поступать. Я ответила: ну, конечно, только в Вышку. После этого вышла публикация с большим заголовком о том, что люди планируют поступать только в Вышку.
Думали тогда о карьерных возможностях и перспективах?
На мой взгляд, в любом университете есть люди, которые тоже круто выстреливают и работают, например в Google.
Я не думала о карьерных возможностях, когда поступала. Я просто смотрела на людей, которые идут в Вышку, и думала, что это именно те люди и именно те профессора, с которыми я хочу учиться ближайшие четыре года. Это в целом настрой. Наверное, карьерные возможности — это не тот критерий, по которому я оценивала университет, потому что люди и среда — это важнее.
Какие дисциплины во время учебы были для вас самыми полезными, а каких лучше бы и не было?
Я очень любила макроэкономику и позже даже была учебным ассистентом по этому курсу. До сих пор общаюсь с некоторыми профессорами. "Макра" в том виде, в каком она преподается в Вышке, не совсем практико-ориентирована, она сложная, теоретическая, но безумно интересная. Мне нравились курсы, когда преподаватели коллаборировали с другими департаментами или приглашали сторонних профессоров. Очень нравилось, когда нам на изучение давали материалы, по которым учатся в американских вузах, - было такое ощущение, что мы учим то же самое, что и в Гарварде.
И за четыре курса не было ничего, что бы вообще не понравилось?
Ну, конечно, было, просто сейчас уже все забылось как-то. Через год-два после выпуска уже нет таких сильных чувств к нелюбимым курсам.
Хотя, вообще-то есть. Это связано с моей личной неприязнью к бухгалтерскому учету. У нас на первом курсе был курс бухгалтерского учета - там мы просто сводили балансы, дебет и кредит. Я допускала, что кому-то это может нравиться, но искренне не понимала: зачем этот предмет обязательный и почему на первом курсе? Самая плохая оценка за весь бакалавриат у меня как раз за этот курс. Шесть, если не ошибаюсь.
Мороженое и сингулярная декомпозиция
Помните какие-то забавные случаи, связанные с преподавателями или предметами?
У меня и теорию вероятностей, и эконометрику вел Борис Борисович Демешев (старший преподаватель факультета экономических наук НИУ ВШЭ - прим.ред.). Он очень креативно подходит к преподаванию: из-за насыщенности программы мы на его занятиях оставались больше часов, но он это старался как-то компенсировать.
Например, у нас были классы на улице, и Борис Борисович нам покупал мороженое. Мы тогда еще учились на Шаболовке (одно из зданий НИУ ВШЭ в Москве находится на пересечении улиц Шаболовка и Академика Петровского - прим.ред.), сидели во внутреннем дворике, и Демешев выносил доску, свои плюшевые игрушки, покупал нам мороженое и рассказывал про сингулярную декомпозицию. Потом у нас еще были отдельные контрольные по его предметам, которые длились кучу часов, а он всегда нам покупал пиццу.
Как обстояли дела за пределами учебных дисциплин? Участвовали в студорганизации или, может, работали?
Ой, честно, я не очень люблю организовывать и менеджериальную работу тоже не люблю. Мне кажется, что это очень трудозатратно.
Я много чего делала во внеучебной жизни: работала в двух лабораториях в Вышке, была учебным ассистентом и еще участвовала в кейс-чемпионатах. Я ездила в летние школы, одну из которых мне, кстати, Вышка частично оплачивала. Мне кажется, что студенты очень сильно недоиспользуют ресурсы Вышки. Вообще, если вы приходите в офис международной мобильности, будучи хорошим студентом, и говорите про летнюю школу, то вам идут навстречу.
А что с лабораториями: не мешала эта работа учебе?
Ну, вы должны понимать, что работа в Вышкинских лабораториях это не работа в Mckinsey, там нет 100 часов занятости. Full time во время учебы я не работала. У меня в бакалавриате была идея, что я всегда успею поработать, а тут хочу по-максимуму взять учебной нагрузки. Только стажировки, так как это не забирает 90% твоей энергии. Но во время учебного года – нет. В целом для меня всегда была важнее учеба и какая-то социальная жизнь.
Были в те времена в вашей жизни встречи, которые можно назвать судьбоносными?
Мне кажется, что мы сами творцы своей судьбы, поэтому все встречи с профессорами, однокурсниками вносят какой-то вклад в твою дальнейшую жизнь. Если смотреть такими линзами, то да, очень много людей, которые повлияли как-то на мою судьбу, но выделить кого-то определенного я, если честно, не могу.
Ваш муж тоже выпускник Вышки, вы там с ним познакомились?
Макс выпускник Вышки и РЭШ (совместного бакалавриата - прим.ред.), но мы начали встречаться еще до поступления. Мы оба выпускники лицея 1535 и познакомились там, а начали встречаться во время подготовки ко всеросу по экономике (Всероссийская олимпиада школьников по экономике - прим.ред.). Так что наша общая увлеченность экономикой очевидна!
Ну, а потом мы совместно планировали дальнейшую учебу, поэтому Чикаго для нас был самым оптимальным вариантом, так как обоим дали хорошие гранты на программы, которые нам понравились.
Максим Чупилкин, муж Екатерины Вашкинской, также рассказал Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики о своей учебе в Вышке и жизни за границей.
Интервью выпускника совместного бакалавриата НИУ ВШЭ и РЭШ, который сегодня решает сложнейшие макроэкономические задачи в офисе главного экономиста ЕБРР читайте здесь.
С кем-то еще из однокурсников сейчас поддерживаете связь?
У меня есть подруга, которая тоже живет в Бостоне. Она учится в MIT (Массачусетский технологический институт - прим.ред.) в магистратуре: мы с ней учились четыре года, а сейчас вот вместе пьем кофе на кампусе в Кембридже, на концерты ходим. В принципе, мы как общались компанией внутри группы, так и общаемся и круто наблюдать как все развиваются по разным путям: кто-то идет в data science, кто-то - в отдаленные от экономики дисциплины. Экономический факультет большой, но вот наша первая группа так хорошо спелась, что обратиться к кому-то не станет проблемой вообще.
Ментальное состояние студента
У вас не было сомнений, что ехать учиться дальше надо именно за границу?
Смотрите, какой бы ни была Вышка крутой в России, за границей не знают или очень лимитировано знают российские университеты, и если ты хочешь иностранного опыта работы, то в США, например, устроиться будет крайне проблематично. Здесь работает теория сигналов, когда магистратура в университете за границей - это сигнал, что ты умный на международном уровне.
Я не поехала на обмен, когда училась в бакалавриате, потому что понимала, что это просто туса длинной в полгода, но у меня все время было желание поучиться за границей и получить этот опыт. Мне казалось это круто: в Вышке учатся лучшие студенты из России и хочется попробовать поучиться с лучшими студентами за границей.
Плюс меня ничто не ограничивало. Я подумала: если не пробовать поехать заграницу после бакалавриата, потом, спустя несколько лет работы, будет уже крайне проблематично войти обратно в ментальное состояние студента.
Через призму российского образования Чикаго воспринимается как светило экономической науки. Чем больше всего запомнилось обучение там?
В плане светила экономической науки — это даже не какая-то российская призма, это реально так, ведь там университеты с топ-1 профессорами в мире, у которых более 100 тысяч цитирований.
Но запомнилось тем, что учиться в Чикаго ненамного сложнее, чем в Вышке. В Чикаго я не почувствовала себя абсолютно глупой, хотя было сравнительно сложно. То же самое и со студентами - в среднем мои однокурсники в Чикаго не сильно отличались от моих одногруппников в Вышке. ВШЭ не хуже в плане образования, материалов, дискуссий в классе. Это меня, честно, поразило, потому что я ожидала, что все будут гениальными, с гениальными вопросами и с гениальными предложениями, но в итоге оказалось, что все просто крутые и умные, но ничего такого, чего бы я не видела раньше, не было. Не нужно бояться больших имен.
Вы выбрали продолжать академическое образование и строить научную карьеру довольно рано. У Вас никогда не было мысли чтобы двигаться все же в практическую сторону?
Конечно, были. Но мне кажется, что порог входа в академию намного выше и, если вдруг сделал PhD и передумал идти в науку, то тебя все консалтинги оторвут с руками. А если ты вдруг захотел просто денег заработать, то сделать транзит из академии в консалтинг гораздо проще, чем в другую сторону, я скорее думала об этом.
Не нужно себя в какие-то коробки класть и говорить, что теперь я делаю только это. Особенно в бакалавриате, когда тебе 20 лет.
А думали когда-нибудь поработать во ВШЭ?
Не знаю, у меня никогда не было сильного желания быть профессором и идти в академию, так как в конце ты не получаешь чего-то прикладного, твой финальный продукт - не имплементация, а статья. Но мне кажется, здорово быть visiting-professor, рассказывающим о своем опыте. Я брала такой курс в Чикаго, у нас преподавал бывший глава ЦБ Парагвая, было очень здорово. Поэтому на таком уровне, наверное, я была бы рада, но просто работать в университете, думаю, нет.
Кстати, во время обучения на PhD, ты со второго года должен ассистировать курсы — это как работа. Тебе платят стипендию, ты за это время должен делать ресерчи, учиться и еще ассистировать. Однако процесс утверждения на ассистентство сильно отличается от аналогичного в Вышке. В ВШЭ тебе достаточно получить оценку 10 по предмету - и тебя уже зовут. В Чикаго из-за длительности программы ты просто заполняешь форму, проходишь интервью - процесс более формальный, но несложный.
У вас был такой опыт?
В Чикаго я ассистировала один бакалаврский курс и потом два магистерских. Это было круто, потому что я была такая прямо "профессорша". И кстати, классное отличие между ассистированием в Вышке и Чикаго - в США за ассистентство платят намного больше.
Сколько, если не секрет?
Не знаю, насколько корректно об этом рассказывать, но в разы больше, чем в Вышке. В 20-30 раз условно больше, если рассматривать в час. Но опять же стоит нормировать на стоимость жизни. И все же это приятный бонус, когда ты можешь съездить в путешествие в Калифорнию на зарплату учебного ассистента.
Жизнь в потоке
Вы как-то написали в Фейсбуке, что работа в Гарварде — это работа мечты. У вас она сбылась. Куда будете дальше двигаться?
На данном этапе я абсолютно искренне написала, что это работа моей мечты, это то, что я хочу делать. В России я такого места не нашла. Моя работа — это классный экономический ресерч для стран, который дополнен экономическим консалтингом. Когда я думала, что хочу делать в качестве работы, то представляла, как ко мне приходит страна и я решаю все ее экономические проблемы. Сейчас в Growth Lab мы этим и занимаемся.
Возможно, в долгой перспективе хотелось бы поработать где-то наподобие IMF (The International Monetary Fund, Международный валютный фонд - прим.ред.) или в других международных финансовых организациях. А, может, решу PhD сделать, ведь не нужно себя ограничивать одним конкретным потоком, жизнь, по-моему, очень подвижная вещь.
Что бы вы посоветовали сегодняшним абитуриентам, которые решили поступать на ФЭН?
Советы в среднем работают очень хорошо, но, когда дело доходит до конкретного человека, они абсолютно бесполезны.
Если вы хотите заниматься экономикой, то я советую поступать на ФЭН. Если немножко дезагрегировать и посмотреть, а что конкретно интересует, то уже лучше делать свой собственный ресерч, в этом случае, просто «погуглить». Это очень серьезное решение , куда поступать. По моему опыту, все было круто, мне открылось много дверей. Однако я призываю слушать себя и подстраивать этот выбор под свои интересы и планы, не бояться переводиться или что-то менять, ведь пока вам меньше 20, у вас нет никаких барьеров, чтобы что-то «эксплорить». Нужно пробовать, и не бояться. Вот, в чем сила!
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора