Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Забыть о правилах, чтобы спасти экономику»: стоит ли центробанкам включаться в борьбу с глобальным потеплением

Изменение климата несет в себе новые и труднопредсказуемые финансовые риски. Должны ли центральные банки адаптировать свои инструменты к условиям глобального потепления, и в чем особенности российского подхода к “зеленой” проблематике — на эти вопросы попытался найти ответ профессор экономики Высшей нормальной школы Париж-Сакле Убер Кемпф совместно с ведущими специалистами в области экономической политики в ходе очередной встречи Клуба экономической политики НИУ ВШЭ.

«Забыть о правилах, чтобы спасти экономику»: стоит ли центробанкам включаться в борьбу с глобальным потеплением

iStock

Долгое время в экономической теории было принято рассматривать центральный банк как независимого от государства экономического агента, чьи задачи вполне конкретны — контролировать инфляцию и поддерживать краткосрочную макроэкономическую стабильность. Однако, в ходе финансового кризиса 2008-2009 гг., и сейчас, во время пандемии, центральным банкам во всех странах мира приходится “забыть о правилах, чтобы спасти экономику”, и тем самым расширить сферы своего влияния, подчеркивает профессор экономики Высшей нормальной школы Париж-Сакле, научный руководитель Международной лаборатории макроэкономического анализа (МЛМА) ВШЭ Убер Кемпф. 

По мнению профессора, проблема климата является важным поводом для корректировки денежно-кредитной политики, потому что она напрямую влияет на финансовую стабильность государств. Этой проблеме он и посвятил свой доклад «Озеленение денежно-кредитной политики. Почему? Когда? Как?». 

“Глобальное потепление создает новые внешние шоки для экономики стран, а так как его последствия распределяются неравномерно между секторами, трансмиссионные механизмы монетарной политики тоже будут претерпевать изменения”, — подчеркивает профессор.

При этом центробанкам, уточнил он, вовсе не обязательно брать на себя роль передового бойца. “Главными акторами в борьбе с повышением температуры остаются другие государственные институты, однако и у центрального банка должна быть своя роль”, — отмечает Кемпф. Например, через создание системы премирования коммерческих банков в зависимости от доли кредитования низкоуглеродных предприятий, добавил он.

Еще два инструмента для зеленого регулирования со стороны центробанков выделил профессор кафедры инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук НИУ ВШЭ Олег Вьюгин. Это выпуск зеленых облигаций и снижение уровня риска кредитования, присваемого зеленым инвестиционным проектам.

Главный советник генерального директора Российского энергетического агентства Владимир Дребенцов высказал мнение, что для России, как одного из главных экспортеров нефти и газа в мире, в климатической финансовой повестке ключевым аспектом является энергопереход. “Мы наблюдаем очень быстрое, насильственное внедрение новых технологий в топливно-энергетическом комплексе, но их конкурентоспособность и прибыльность весьма не определены. Кому выдавать кредиты? Это весьма серьезный риск, который центральному банку придется учитывать”, — отметил он. 

Профессор экономики Школы менеджмента Квебекского университета в Монреале Ален Паке выразил опасения относительно того, насколько инструменты центрального банка подходят для перераспределения ресурсов из более углеродоемких в менее углеродоемкие сектора. Хотя, по его словам, центральные банки способны действовать быстрее министерств и ведомств, последствия от такого вмешательства неизвестны. “Возложение функции спасения планеты от экологических последствий на монетарную политику может стать некой отмазкой для фискальных органов, чтобы не брать на себя лишнюю ответственность”, — предупредил он. 

В свою очередь заместитель Банка России Алексей Заботкин заявил, что Центральный банк не планирует отходить от традиционного денежно-кредитного регулирования, а экономическая поддержка низкоуглеродных секторов должна реализовываться парламентом и другими органами власти. “Безусловно климатическая повестка порождает новый набор рисков для финансово-ценовой стабильности, и цель центрального банка эти риски адекватно оценить. Тем не менее, мы продолжаем твердо стоять на том, что все деньги в экономике одинаковы, и мы не собираемся окрашивать их в зеленый или еще какой-либо цвет”, — подчеркнул он.

“Присущая нашей стране ортодоксальность сейчас очень сильно сконцентрирована в ЦБ; не уверен, хорошо ли это”, —  возразил заместитель директора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. По его словам, климатическая угроза вынуждает центральные банки всего мира расширить понятие нейтральности. В конечном итоге Россия может остаться единственным сторонником традиционной позиции и потерпеть от этого убытки, предупредил эксперт.

Профессор Кемпф обратил внимание, что уже более 40 центральных банков стран мира (в том числе Банк России) являются частью Сети по экологизации финансовой системы (NGFS), однако исследователи и люди, принимающие решения, все еще не до конца убеждены в том, что борьба с глобальным потеплением входит в компетенцию центробанков. 

Подводя итоги встречи Убер Кемпф отметил, что активные действия со стороны центробанков имеют не только строго экономическое, но и большое общественное значение, так как они способны изменить отношение людей к проблеме климата. “В силу своей свободы от политического давления центробанки стали восприниматься передовыми источниками света и надежды. Если уже и они борются с климатом, то у общества не остается возможности сомневаться в важности глобального потепления”, — считает профессор. И наоборот, бездействие со стороны центробанков больше нельзя назвать нейтральностью. “Не учитывая влияние своей политики на глобальное потепление, монетарные власти фактически субсидируют высокоуглеродные отрасли. Центральные банки не могут быть нейтральными де-факто”, — подытожил профессор Кемпф.