Вадим Радаев рассказал об истоках и методах борьбы с инфляцией оценок в Вышке
Открытая лекция первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов» была организована проектом Teach for HSE в рамках традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства».
Десять вместо восьми
«Прогрессирующая инфляция оценок» - одна из серьезных проблем современного образования, с которой вынуждены иметь дело вузы как в России, так и за рубежом, подчеркнул первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. С подобным вызовом столкнулась и Вышка: студенты все больше начинают обращать внимание на оценивание, просят выставлять оценки за каждый семинар, за каждую работу, пытаются “высчитать” оценку заранее и нередко оспаривают полученные баллы.
«Всегда студенты пытались улучшить свое положение, но есть одно «но»: если раньше речь шла об оспаривании неудовлетворительных оценок чтобы остаться на плаву и получить свою «троечку» или «четверку» по десятибалльной, то сейчас типовыми случаями стали оспаривание «отличных» оценок. Вместо «восьмерок» довольно настойчиво хотят получить «десять», - констатировал Радаев.
Одним из элементов выражения недовольства стала студенческая оценка преподавания – ее обязательно заполняет каждый студент Вышки после каждого модуля. Статистика таких оценок показала, что за последние три года тема оценочных баллов стала волновать значительно большее количество студентов, чем раньше. Так, например, число комментариев на тему оценивания у одних и тех же преподавателей на одном, выбранном для анализа, подразделении НИУ ВШЭ выросло примерно в 6,4 раза. При общем росте комментариев в 2,4 раза.
Первый проректор предположил, что одна из причин такого повышенного внимания к оценкам со стороны студентов заключается в сложившейся еще в школе после введения электронного журнала привычке к формализированной системе оценивания. Еще одна причина - в высоком уровне конкуренции среди студентов и желании быть первым в открыто публикуемом рейтинге. К этому добавляется борьба коммерческих студентов за скидку на обучение, которая высчитывается на основании рейтинга.
«Есть более общие тренды, исходящие вовсе не только от студентов, но исходящие с разных сторон, которые подталкивают и ведут постепенно к превращению университета в супермаркет», - посетовал проректор.
«Возникает серьезный для нас вопрос: чем мы занимаемся? Обучением или оказанием образовательных услуг? И нам все чаще начинают говорить, что мы оказываем образовательные услуги. Если мы оказываем образовательные услуги, то это отношение горизонтальное: ты мне, я тебе, - подчеркивает Вадим Радаев. – Это уже не отношения «наставник-ученик», это другое».
Взгляд на университет в логике потребительства возник в США. Это явление называется «Академический капитализм». Для него характерно не только мышление студентов как потребителей, но и их повышенная эмоциональная чувствительность. По мнению Вадима Радаева, пандемия коронавируса только обострила возникшие ранее проблемы и сыграла роль «нашлепки».
Разгон баллов и инфляции
По данным дирекции основных образовательных программ НИУ ВШЭ, на протяжении нескольких лет наблюдается непрекращающейся рост средней оценки по всем кампусам Вышки: с 6,8 в 2014–15 учебном году до 7,56 за первые три модуля 2020–21 учебного года. Крайней ситуация стала, когда в третьем модуле 2020–21 учебного года доля отличных оценок составила 64% и только в четвертом модуле, после начала открытого обсуждения инфляции оценок, показатель удалось снизить до 54%.
Вадим Радаев выделил несколько причин таких высоких показателей:
- Незнание академических правил со стороны преподавателей;
- Необработанность методик и систем оценивания;
- Экономия усилий при проверке работ;
- Уступки давлению со стороны студентов;
- Желание преподавателя повысить свою популярность и свои оценки в студенческой оценке преподавания.
Для решения сложившихся проблем университет должен принимать как экстренные пожарные меры, так и не забывать про системные решения, продолжил он. Пожарными мерами могут быть административные ограничения оценивания, уточнение локальных актов университета в области критериев оценивания студентов и учет соблюдения правил оценивая со стороны преподавателя при конкурсе на работу в НИУ ВШЭ. Абсолютно неправильным, хотя с первого взгляда простым решением, может стать нормирование распределения оценок, подчеркнул Радаев.
Среди системных мер он назвал уточнение академических правил, организацию более тщательной методической проработки вопросов оценивания и выработку общих правил системы оценивания.
Вне зависимости от ситуации необходимо помнить о базовых принципах университета: несмотря ни на что, преподаватели не являются обслуживающим персоналом, студенты не являются покупателями, а университет – не торговый центр, подчеркнул первый проректор Вышки.
Ровным счетом каждый должен помнить про необходимость соблюдения принятых правил, стремиться обсуждать проблемы в прямом взаимодействии с руководителями, преподавателями и студентами, уважать необходимость объективного оценивания всех студентов, подытожил Вадим Радаев.
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор НИУ ВШЭ