Рывок тигра: как Южной Корее удалось построить успешную экономику
Навстречу миру
Свое самостоятельное развитие Южная Корея начала только после Второй мировой войны и разделения полуострова на южную и северную республики, начал свой доклад «История и политика индустриализации тяжелой и химической промышленности Южной Кореи» д-р Ан Чхунён. В последующие 1950-е гг. Корейская война закрепила территориальное деление и усложнила ситуацию в регионе. Страна оказалась в бедственном положении, большинство населения недоедало. Еще в 1962 году ВВП Кореи составлял всего 2,7 млрд долларов, а экспорт — 54 млн долларов.
Правительство Республики Корея для повышения конкурентоспособности выбрало ориентацию на внешнеэкономическое направление. «Государство стимулировало экспорт в зарубежные страны, вводило новые стандарты образования, развивало инфраструктуру и проводило мягкую кредитно-денежную политику», - сказал д-р Ан Чхунён.
Для стимулирования развития рынка правительство республики убрало пошлины на ввоз полезных ископаемых и периодически допускало девальвацию национальной валюты. Эти меры позволили создать благоприятный климат для иностранных инвестиций в экономику. В тот момент основной экспорт страны составляли трудоемкие ресурсы: парики, одежда, обувь. Однако развитие этих отраслей, отметил докладчик, не могло стать самоцелью и уже в 1970-х годах правительство запустило программу развития тяжелой и химической промышленности.
Ставка на тяжхимпром
Почему именно эти отрасли? Д-р Ан Чхунён выделил несколько причин. Во-первых, это ставка на развитие отраслей, в которых страна уже серьезно отстает от других государств. Согласно теории Александра Гершенкрона (американский экономист русского происхождения, профессор Гарвардского университета - прим.ред.) при таком подходе отсталые экономики получают большие возможности для роста за счет перенимания опыта и передовых технологий при невысокой стоимости рабочей силы.
Вторая причина — это необходимость обеспечивать обороноспособность страны на фоне напряженных отношений с КНДР. «Мы производили то, что могло обеспечить защиту от нападения Северной Кореи», - подчеркнул д-р Ан Чхунён.
Таким образом, господдержку получили машинная, нефтехимическая отрасли, производство текстиля, электроники, обработки стали и судостроение. Правительство проводило управляемое распределение кредитов, которые поддерживали чеболи - семейные конгломераты, состоящие из дочерних компаний в ключевых для Кореи отраслях. Такая политика являлась своего рода гарантией погашения займов по причине совместного владения акциями дочерних компаний. Данные средства позволяли снизить риски ведения бизнеса, что приводило к формированию промышленных комплексов, а позже и кластеров и в дальнейшем возвысило чеболи.
Тем не менее при распределении кредитов сохранялся рыночных принцип: финансовые потоки шли только в рентабельные конгломераты. Поэтому к 1994 году продолжало существовать только пять из 10 самых крупных чеболей, которые сформировались к 1976 году, констатировал эксперт.
В результате появились известные корейские бренды: Hyundai, Samsung, LG. Успеху способствовал и режим благоприятствования для корейских компаний на рынке США. Также свой вклад внесла либерализация рынка Южной Кореи в 1980-е годы - тогда в страну были привлечены новые инвестиции.
Кризисы и их преодоления
Ориентированную на внешний рынок Республику Корея не обошли стороной и экономические кризисы, продолжил д-р Ан Чхунён. Так, в 1970-х гг. из-за потрясений на нефтяном рынке и удорожания сырья корейские компании оказались вынуждены пересмотреть подход и увеличить вложения в человеческий капитал для большей ориентации на наукоемкие производства.
В 1995 году Корея стала членом ВТО, что наложило на нее обязанности и вынудило отказаться от субсидированных процентных кредитных ставок для чеболей. Взамен был начат переход от прямого субсидирования к поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
После финансового кризиса в Азии 1997–1998 гг. ряд корейских компаний оказались на грани краха. Правительство Кореи было вынуждено обратиться к МВФ для стабилизации экономической ситуации в стране, а для получения помощи стране пришлось выполнить ряд жестких условий, в числе которых проведение структурных экономических реформ.
Так, правительству страны пришлось пойти на приватизацию государственных предприятий; повышение гибкости рынка труда; обеспечить сокращение уровня задолженности у крупных фирм; дать разрешение скупки или поглощения национальных компаний; а также принять дополнительные меры для совершенствования корпоративного управления, перечислил эксперт.
В 2000-е гг. стране пришлось преодолевать уже последствия глобального экономического кризиса.
На пути к синергии
Сделав выводы из экономических кризисов, Корея сегодня стремится совершенствовать свою экономическую модель. Государство делает ставку на развитие образования и обучение без отрыва от производства. Инвестиции в эту сферу позволяют предлагать рынку труда больше специалистов в области искусственного интеллекта и IT инженерии, отметил д-р Ан Чхунён.
Вместе с этим, по его словам, Корея не собирается отходить от принципов открытости по отношению к внешнему миру и продолжает привлекать иностранные компании, как место для производства комплектующих. Для этого, в частности, государству приходится проводить политику по принципу регуляторной гильотины: пересматривать и отменять устаревшие нормативные акты.
«Корея стремится объединить информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и создать синергию между этими и традиционными отраслями», - говорит д-р Ан Чхунён. Республика также развивает принципы ESG: уже к 2050 году Корея намерена достичь углеродной нейтральности.
Так, страна, нуждающаяся в помощи, со временем становится страной, которая сама предоставляет помощь. Д-р Ан Чхунён называет Корею посредником «на пути создания новой экономической системы, где есть баланс между развитыми странами и странами с формирующимся рынком».
«Участие в глобальных цепочках добавленной стоимости и создание добавленной стоимости и ориентация экономики на экспорт с одновременным снятием барьеров - это принципиально важный момент для всего развития», - прокомментировал доклад вице-президент НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян.
По словам директора по экономической политике НИУ ВШЭ, директора Центра исследований структурной политики Юрия Симачева, при изучении историй успеха многие упускают из вида развитие человеческого капитала, создание эффективного государства и переход к меритократическим принципам выдвижения чиновников.
Вместе с экспертами НИУ ВШЭ в обсуждении доклада принимали участие вице-президент РСПП Мария Глухова, главный экономист Всемирного банка по России Дэвид Найт, директор Центра прикладных исследований ТАЛАП (Казахстан) Рахим Ошакбаев, академик РАН, главный научный сотрудник Центра прогнозных исследований ИМЭМО РАН Наталья Иванова, а также представитель Еврокомиссии Эдуард Туркиш.
«Это не только интересный, но и полезный для нас доклад, особенно учитывая, что сейчас есть возможность подвести итоги и оценить эффективность мер, которые реализовывались в других странах и выбрать то, что дает максимальный результат», - подытожила Мария Глухова.
Агамирзян Игорь Рубенович
Вице-президент НИУ ВШЭ
Симачев Юрий Вячеславович
Директор по экономической политике НИУ ВШЭ, директор Центра исследований структурной политики