Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Цена развода: как Brexit оставил британцев голодными

Одним из последствий Brexit стали пустые полки в британских магазинах к Рождеству. После развода с ЕС многие торговые и производственные цепочки между соседними государствами распались, возникли сложности с притоком трудовых ресурсов. Как англичане учатся жить в новых экономических условиях и чем еще платят за свободу разбирались стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Евгения Ромаданова и Татьяна Вятохо.

Цена развода: как Brexit оставил британцев голодными

iStock

В супермаркетах Великобритании в 2021 году стали пропадать продукты. Две трети опрошенных британским журналом The Grocer в конце прошлого года потребителей признались, что обеспокоены или очень обеспокоены недостатком продовольственных товаров. На многие из оставшихся на прилавках продукты цены, по свидетельству покупателей, выросли кратно: яйца подорожали втрое, макароны — практически в 8 раз.

По данным Управления национальной статистики, в октябре 2021 года каждый шестой британец не мог купить основные продукты питания. Около половины опрошенных пожаловались, что предлагаемые продукты не были разнообразными, а 14% - посетили несколько магазинов, чтобы приобрести все необходимое.

В первую очередь, это связано с разрывом цепочек поставок, отмечает первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Ковалев. “Brexit, введение таможенных процедур на границах, наложившихся на ограничения, связанные с ковидом, повлекли за собой рост цен и временные издержки. Резко подорожали - более чем в 2 раза - перевозки по морю”, - перечисляет  эксперт. Объем торговли в Великобритании в целом стал на 15,7% меньше, чем в случае если бы Соединенное королевство осталось в составе ЕС.

“Изменились процедуры открытия представительств и филиалов компаний, их налогообложения и отчетности. Это не в малой степени коснулось и особой территории Гибралтар, которую часто называют офшорной, ведь значительная часть его населения ежедневно перемещалась в Испанию и обратно”, - говорит старший преподаватель Института торговой политики Евгений Гальченко.

В прошлом году в сфере продовольствия Великобритании наблюдалась серьезная нехватка рабочей силы, связанная с сокращением потока рабочих из Евросоюза. “Многие граждане ЕС были обеспокоены уменьшением прав и социальных льгот после Brexit и поэтому предпочли уехать”, - обращает внимание Ковалев. Как отмечает The Grocer, до пандемии (в 2019 году) в индустрии продовольствия в стране было занято около 2 млн человек, в то время как после (к началу 2021 года) — только около 1,7 млн. В прошлом году сокращение количества рабочих из ЕС в Великобритании ускорилось: к третьему кварталу они составляли только 9% от всех занятых в продовольственной индустрии — это самый низкий показатель за десятилетие.

Перебои в поставках продуктов в Британию во многом были вызваны нехваткой водителей. Согласно данным Конфедерации британской промышленности (FBI), бакалейщики в прошлом году больше всего пострадали от нехватки поставок среди розничных фирм, хотя с аналогичной проблемой столкнулись и оптовые поставщики товаров для дома и офиса, строительных материалов. Amazon заявил, что будет предлагать до 1000 бонусных фунтов стерлингов для постоянных и сезонных работников, аналогичные планы есть и у DHL и Whistl.

Миграционная политика в Великобритании последние десятилетия была жесткой, для британцев мигранты - это приток граждан из Евросоюза, вытесняющих британцев на рынке труда, говорит Игорь Ковалев. “Когда люди голосовали за изменения в 2016 и 2019 годах, они голосовали за отмену сломанной модели британской экономики. Она опиралась на низкую заработную плату для рабочих, их низкий уровень образования. Мы уходим от такой системы”, - подчеркивал премьер Борис Джонс.

Нехватка водителей в 2021 году вызвала также перебои с поставкой бензина. Компания BP, управляющая около 1200 заправками в Соединенном Королевстве, еще в сентябре предупредила, что временно закроет некоторые из них из-за нехватки бензина. Ассоциация розничных продавцов бензина, члены которой контролируют 65% всех АЗС страны, сообщала, что в некоторых районах без топлива осталось от 50% до 90% заправок. Нефтяные компании отмечали тогда, что бензина достаточно, а основная проблема заключается именно в нехватке водителей для его доставки на АЗС.

Эксперты полагают, что все эти сложности носят временный характер и так или иначе будут урегулированы.

“В долгосрочном периоде, вероятно, британские правила в отношении граждан ЕС останутся на текущем уровне, т.е. немного менее благоприятными по сравнению с периодом членства, а правила в отношении граждан других стран, получающих учебные и деловые визы, станут мягче”, - отмечает Гальченко.

“Британцы взяли на себя обязательство сохранить уровень гарантий и прав граждан ЕС  на своей территории в обмен на сохранение прав британцев в континентальной Европе,” - напоминает Ковалев. Кроме того, обращает внимание эксперт, “замещение партнеров не происходит быстро”, однако “это не тотальная проблема, она будет безусловно разрешена”.

Между тем в разрезе внешнеэкономической политики Великобритания активно ведет переговоры по заключению преференциальных торговых соглашений и вступлению в мегарегиональные торговые альянсы. Так, в конце 2021 года она заключила торговые сделки с Австралией и Новой Зеландией, что должно способствовать присоединению Великобритании к Транстихоокеанскому партнерству.

“Логично ожидать диверсификации внешнеторговых связей Британии в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Северной и Южной Америки и постепенного вытеснения продукции ЕС с британского рынка, - отмечает Гальченко. - В целом Brexit должен подтвердить, что европейская модель интеграционного строительства не является единственной эталонной, и в текущих реалиях, особенно в условиях цифровой трансформации мировой экономики, возможны более эффективные механизмы внешнеэкономического сотрудничества”.