Управлять с оптимизмом: в Вышке прошел семинар по позитивной психологии
Позитивная психология - это направление организационной психологии, ориентированное на развитие человеческого капитала и потенциала работников для эффективного роста бизнеса. Теоретическая рамка в позитивной психологии состоит из двух самостоятельных концепций, отмечает Василиса Дайнеко.
Первая - это позитивное организационное поведение Фреда Лютанса (американский профессор, президент Академии менеджмента Среднего Запада, специалист по проблемам международного менеджмента - Ред.). Модель фокусирует внимание на позитивных и сильных сторонах человека, его психологических особенностях. Основная идея Лютанса, по словам Дайнеко, состоит в обеспечении такой рабочей атмосферы, где сотрудник не сомневается в своих силах и вкладе в общее дело. Это позволяет работнику чувствовать себя уверенно, что способствует повышению эффективности работы и лояльности к ней.
Лютанс в своей теории рассматривает такие категории, как: надежда, оптимизм, субъективное благополучие и эмоциональный интеллект. Последний критерий, обратила внимание спикер, является крайне актуальным сейчас, так как многие работодатели оценивают эмоциональный интеллект (EQ) наравне с умственным интеллектом (IQ). Эмоциональный интеллект, в свою очередь, разделяется на четыре компонента: самосознание, саморегуляция, эмпатия и управление отношениями с другими людьми. Однако существуют классификации, где он разделяется и на 12 компонентов, каждую из которых нужно учитывать, добавляет аспирант.
Вторая концепция, входящая в основу теоретической рамки позитивной психологии, - это позитивное организационное видение Кима Камерона (профессор менеджмента и организаций Уильяма Рассела Келли в Школе бизнеса Росса при Мичиганском университете, специализируется на исследовании концепции позитивного лидерства и организационной культуры изобилия - Ред.). Этот подход более широкий: данная концепция рассматривает менеджериальные процессы уже на уровне организации, обращая внимания на результаты ее сотрудников. Основная цель здесь - достижение превосходства компании в будущем.
В качестве примера практической реализации принципов позитивной психологии в управлении кадрами Василиса Дайнеко привела программу, разработанную рядом ученых, в числе которых автор известной книги «Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие» Вильмар Шауфели. Программа ориентирована на развитие у сотрудников позитивных эмоций, самоэффективности и вовлеченности в работу. Для достижения эффекта работники проходят три типа заданий: первое - задание счастья, для его выполнения сотрудникам нужно вежливо здороваться и вести позитивный дневник. Второе - задание по постановке целей, здесь каждый сотрудник должен отработать постановку собственных задач. На данном этапе, уточняет Дайнеко, очень важно поощрять работников за их успехи. Последнее, третье, задание касается создания ресурсов: персоналу нужно найти как можно больше способов решения трудностей для достижения поставленных целей.
При знакомстве с концепциями позитивной психологии спикер обратила внимание слушателей, что сегодня существуют разные подходы и научные течения внутри этого направления. Так, например, имеет место концепция “ограниченного оптимизма”, суть которой в том, что руководство предприятия или компании при создании позитивного настроя в коллективе должно учитывать и ряд реальных условий. В этом помогает такая черта характера как “преднамеренное спокойствие” (deliberate calm), когда человек ментально отстраняется от кризисной ситуации и, не теряя времени на прокрастинацию, фокусируется на выполнении задач, уточнила Дайнеко. Такая концепция базируется на столпах позитивной психологии, но при этом учитывает современные реалии, поэтому может легко находить себе применение в современной бизнес-практике, подытожила спикер.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора
Дайнеко Василиса Владимировна
Аспирант департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ