Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Айтишники и неравенство: как образование влияет на рынок труда в России

Почему женщинам в России легче получить высшее образование, но сложнее зарабатывать деньги, чем мужчинам? Стоит ли совмещать работу и учебу? Выпускники каких факультетов получают больше денег и почему? Об особенностях российского рынка труда и роли высшего образования рассказал заместитель директора Института институциональных исследований, старший научный сотрудник Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ Виктор Рудаков на вебинаре магистерской программы Вышки «Экономический анализ».

Виктор Рудаков

Виктор Рудаков
Фото: Высшая школа экономики

Исследуя роль высшего образования на рынке труда, ученые базируются на нескольких теориях. Одна из них — теория человеческого капитала. Она определяет  главную ценность высшего образования, как базу получения навыков и знаний, определяющих как карьерный трек отдельного человека, так и экономический рост и общественное благополучие в целом.

В основе всего — человеческий капитал, который бывает общим и специфическим, подчеркивает заместитель директора Института институциональных исследований (ИИЦ) Виктор Рудаков. «Знание английского языка, например, чем бы не занимался человек, позитивно скажется на его работе — это общий капитал. В то время как обучение на специализированном оборудовании, вероятно, пригодится только в рамках конкретной задачи или места работы и поэтому считается специфическим навыком», — пояснил он.

Часто будущие студенты выбирают именно те образовательные программы, где есть возможность расширить свой общий человеческий капитал. По данным Росстата за 2019 год почти половина выпускников университетов заканчивали образовательные треки, связанные с общественными науками: экономикой, социологией, политологией и т.п.

На втором месте — инженерное дело и технические науки (25% выпускников). Представители этих двух групп являются самыми гибкими участниками рынка труда и часто могут позволить себе работать не по специальности без существенных потерь в заработной плате за счет приобретения общего человеческого капитала, полагает Виктор Рудаков. «Если вы экономист, то вы в принципе можете работать в очень широкой области. Инженеры в России, в свою очередь, смогли успешно трансформироваться в IT-специалистов и консультантов. А «штраф» за работу не по специальности у врачей или юристов существенно выше — здесь более важен специфический капитал», — отметил он.

Кроме того, высшее образование часто является ценностью не за счет приобретенных навыков, а само по себе, из-за своей социальной значимости — на этом построена теория образовательных сигналов. Дипломированный специалист будет иметь преимущество над человеком со средним образованием на рынке труда просто в силу символической значимости образования. Наличие высшего образования подает работодателю сигналы о способностях того или иного кандидата, об отборе, который он прошел при поступлении и обучении в университете.

Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний наличие высшего образования в среднем обеспечивает соискателю более высокий размер заработной платы (на 30-60% по сравнению с доходом сотрудника схожей специальности без высшего образования — Ред.) и снижение рисков безработицы. Но более углубленный анализ показывает, что в реальности рынок труда полон особенностей и искажений, которые сложно нивелировать одним наличием «корочки».

Исследование Всемирного банка за 2020 г., на которое ссылается Виктор Рудаков, показало, что отдача от образования (параметр, показывающий насколько растет размер оплаты труда соискателя при повышении параметров его образованности на один уровень – Ред.) в России достигла максимума в первой половине 2000-х гг. (около 9%). Но уже к к 2018 году показатель снизился до 6% — на фоне среднемировых 9,5%. Такие тенденции Виктор Рудаков объясняет демографическими проблемами России, в том числе малой долей молодого населения, а также недостаточным финансированием образования со стороны государства при большом «скачке» спроса на обучение в университетах. «В результате мы наблюдаем существенную дифференциацию по качеству среди вузов: хорошее образование концентрируется в узком кругу ведущих университетов, среди которых ВШЭ, Российская экономическая школа, МФТИ, МГУ», – подчеркнул исследователь.

Массовизация высшего образования привела и к тому, что более половины студентов совмещают работу и учебу, отметил спикер. «В западных странах студенты работают из финансовых соображений, у нас же — чтобы впечатлить работодателя. Это феномен российского рынка труда. Кого выберет работодатель? Выпускника с качественным образованием и с опытом работы», – подчеркнул докладчик. И эта стратегия работает — в краткосрочном периоде такие студенты зарабатывают в среднем на 30% больше.

Академические успехи также влияют на заработную плату. «Каждый дополнительный балл по шкале успеваемости приносит от 9 до 12% “премии” для выпускников бакалавриата», — отметил Виктор Рудаков.

Одна из главных проблем рынка труда в России — различие в заработных платах по гендерному признаку. Согласно данным Всемирного банка, собранным с 1994 по 2018 гг., в России у женщин высокий уровень доступа к высшему образованию, получают они от него более высокую отдачу по сравнению с развитыми странами. Институт институциональных исследований ВШЭ, основываясь на данных Вышки за 2014-2015 гг., пришел к выводу, что девушки во время учебы имеют более высокую академическую успеваемость (при 10-балльной системе оценок средний балл студенток Вышки – 7,9; студентов – 7,4). И несмотря на это в среднем по завершении учебы зарабатывают на 20-30% меньше, чем мужчины.

«Естественно, существует дискриминация со стороны работодателей, но еще одна гипотеза связана с самоотбором на образовательные специальности. Девушки изначально выбирают более низкооплачиваемые профессии», — полагает Виктор Рудаков. В пользу этой версии говорит тот факт, что доля девушек на факультете компьютерных наук Вышки — самом высокооплачиваемом по данным Центра внутреннего мониторинга вуза за 2019 год (средняя зарплата его выпускников тогда была около 148 тыс. рублей в месяц) — составляет всего 29%. В то время как в Школе иностранных языков, средняя заработная плата выпускников которой на тот момент находилась на уровне 60 тыс. рублей, свыше 90% учащихся - девушки.

По мнению исследователя, нивелировать «плохой» выбор специальности на бакалавриате может поступление в магистратуру, которое в том числе дает возможность переквалификации.

Несмотря на то, что в краткосрочном периоде у специалистов IT и экономистов есть преимущество в заработной плате, выбор профессии «по любви» и ориентация на долгосрочные результаты все еще остается наилучшей стратегией, считает эксперт.

«Популярность, престиж и заработные платы меняются быстро, сложно предсказать, что окажется наилучшим выбором в будущем. Мы не исключаем, что выпускники других специальностей обретают такие же высокие показатели заработной платы и удовлетворенности работой в долгосрочном плане. Как бы то ни было, получение высшего образования в качественном вузе все еще является самым оптимальным выбором», — заключил Виктор Рудаков.