Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Ковры, украшения и оружие: как развивать народные промыслы Дагестана

Ковры, украшения и оружие: как развивать народные промыслы Дагестана

© iSock

Дагестан — это не только живописные горы и море, но и богатая древняя культура. Как развивать и популяризировать художественные промыслы народов республики, студенты НИУ ВШЭ — призеры кейс-чемпионата «Развитие туристического кластера на побережье Каспийского моря» — обсудили с главой региона Сергеем Меликовым.

Деньги — не самоцель

Встреча со студенческими командами, подготовившими свои идеи по развитию туристического потенциала Дагестана, проходила в формате круглого стола. В ней приняли участие министр по туризму и народным художественным промыслам республики Эмин Мерданов, генеральный директор бренда «Сделано в России» Михаил Садченков и председатель совета директоров ГК «Народные художественные промыслы» Михаил Соколов.

«Дагестан — это многонациональная территория, на которой живут прекрасные люди. Народные художественные промыслы, их возрождение, их возвращение в культурное поле, создание предметов искусства — наша задача», — подчеркнул Михаил Соколов.

Сегодня Дагестан занимает второе место в стране по объему производства изделий народных художественных промыслов, многие из которых не имеют аналогов в России. В селе Кизляр делают художественное холодное оружие, ткут ковры и ковровые изделия, в селе Кубачи создают изделия из серебра, в селе Унцукуль — художественные изделия из дерева с орнаментальной насечкой из металла.

«В республике проживает много этносов: кто-то в горах, кто-то на прибрежной территории, кто-то на равнине. Существуют промыслы, которые на протяжении веков складывали ту этническую общность, которую мы сегодня имеем», — отметил Сергей Меликов.

По словам Михаила Соколова, сейчас очень много сувениров в Россию везут из Китая, раскрашивают и продают. «Хотим сами делать, продавать. Но деньги — не самоцель, самое главное — возрождение истории, поддержка культуры, создание того, что будет объединять нашу огромную многонациональную страну», — добавил он.

Именно этому направлению были посвящены работы студенческих команд.

Не потерять изюминку

Так, сборная команда учащихся трех образовательных программ («Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика» и «Логистика и управление цепями поставок») EverAfterCaspian предложила развивать рынки сбыта с помощью создания туристических кластеров. Например, точки мастер-классов и сбыта гончарных изделий предлагается разместить ближе к Дербенту или Махачкале.

Концепция EverAfterCaspian строилась на идее развития туристического потенциала уже существующих предприятий. «Только на предприятие “Кизляр” можно попасть с экскурсией, остальные предприятия не настолько доступны. А в Дагестан люди едут в первую очередь за культурным туризмом», — рассказывает от лица своей команды студент 2-го курса Михаил Староверов. Их проект предусматривает организацию экскурсий на предприятия региона, что, по словам самих студентов, не требует особых затрат. Кроме того, предлагается создать отдельный сайт, где можно будет заказать готовое изделие, узнать о его истории, а заодно и о самом Дагестане, и там же купить экскурсию.

Предприятие «Кизляр»
Предприятие «Кизляр»
Фото: kizlyar.ru

Отдельно ребята из EverAfterCaspian предложили рассмотреть коллаборацию с маркетплейсами. В ответ Михаил Соколов предложил «лучше ориентироваться на маленькие бутики по профилю». «Главное, чтобы через маркетплейсы мы не потеряли изюминку, что называется», — добавил он.

Студенты образовательной программы «Государственное и муниципальное управление» — участники команды Velorum — выступили с предложением развивать контакты с музеями, модельными агентствами и студиями интерьера.

Основной акцент они сделали на подготовке специалистов, которые могут вывести народные художественные промыслы на новый уровень. Для этого, в частности, следует ввести повышенные стипендии студентам профильных направлений, приглашать преподавателей, организовать поиск источников финансирования — от частных инвестиций до проектов развития ВЭБ.РФ и сотрудничества со Сбером.

Помимо этого, студенты предложили создать новую точку притяжения, которая будет наполнена промыслами и станет центром привлечения, обучения и реализации специалистов, а также будет способствовать развитию рынков сбыта и сотрудничества с другими предпринимателями. Проект включает в себя множество вариантов развития с описанием функциональных зон, от коворкингов до фудкортов, и даже содержит предложение цветовой гаммы для интерьеров. Оранжевый — как фирменный цвет Каспийского туристического кластера, а также цвет морского песка на пляже. Бирюзовый — как морская вода. И белый с элементами черного — как цвет, соединяющий концепции. При этом пространство необходимо создать из натуральных материалов, считают участники команды Velorum.

Учащиеся образовательной программы «Управление пространственным развитием городов» из команды «Юлдаш» выступили с предложением брать курс на современный образ промысла, проводя мастер-классы, выставки, инициируя арт-резиденции.

Они проанализировали изделия народных художественных промыслов по ценовым категориям. Видно, что в Дагестане имеет распространение высший ценовой сегмент, что ограничивает доступность продукции для широких масс, отмечают в команде. Среди других факторов, мешающих развитию рынков сбыта изделий, студенты выделили мировую тенденцию к росту стоимости сырьевых материалов, деградацию художественного уровня продукции, а также распространение контрафактной продукции, низкие зарплаты мастеров и устаревание оборудования.

Для решения этих проблем «Юлдаш» предлагает создать институт семейных мастерских, способствующий притоку новых специалистов из сел за счет открытия в них небольших мастерских, а также спроектировать и запустить лабораторию ремесел будущего, функциями которой станут переосмысление ремесел и промыслов в актуальном контексте, исследование рынка и нормативно-правовых актов разных уровней, создание нового актуального бренда.

Среди предложений команды «Юлдаш» прозвучала также идея создания велодорожек с орнаментами ковров.

«Не хватает правильных шагов»

После выступления студенческих команд Эмин Мерданов рассказал о том, как обстоят дела с художественными промыслами в Дагестане сейчас.

Передовым предприятием в отрасли является частная компания по производству художественного холодного оружия ООО ПП «Кизляр» — самое крупное и технологически развитое предприятие в республике, которое занимает до 25% объема производства в отрасли.

В остальном большинство мастеров работают преимущественно в домашних условиях, на значительной части существующих фабрик оборудование сильно изношено, а здания требуют капитального ремонта. В отрасли очень низкий спрос, ввиду чего многие народные художественные промыслы под угрозой исчезновения. «В целом сложившаяся ситуация характеризуется отсутствием налаженных каналов сбыта, адекватных каналов продвижения и маркетинга», — констатировал министр.

Эмин Мерданов
Эмин Мерданов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Для сохранения промыслов, продолжил Эмин Мерданов, необходимо принять закон Республики Дагестан о национальных брендах по аналогии с Новгородской областью: таким образом предпринимателям, реализующим продукцию брендов, правообладателем которых является правительство региона, может быть оказана финансовая, консультационная помощь, установлены налоговые льготы. Кроме того, предлагается зарегистрировать в Роспатенте названия мест происхождения товаров, чтобы закрепить за производителями региона исключительные права на эти изделия.

Предприятия, находящиеся под управлением министерства, предлагается объединить в акционерное общество и разработать планы по обновлению каждого из производств на основе государственно-частного партнерства, в том числе с привлечением тех институтов развития, о которых говорили участники команд. На базе этого же акционерного общества министр предлагает создать креативный кластер, о котором тоже ранее говорили студенты.

Для развития каналов сбыта предлагается наладить сотрудничество с Фондом «Росконгресс» и брендом «Сделано в России», а также с разнообразными торговыми площадками.

«Это требует создания определенного проекта, который в первую очередь был бы интересен и тем партнерам, которым он предлагается», — отметил Михаил Садченков. Он, в свою очередь, предложил ориентироваться больше на торговый ритейл, в частности на производство товаров для дома, так как сейчас свободна значительная часть этого рынка.

Сергей Меликов
Сергей Меликов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Сергей Меликов поддержал идею организации точки притяжения в виде республиканского центра ремесел, который давал бы возможность обмена навыками, искусствами. Он также заявил о готовности работать над развитием рынка сбыта изделий народных художественных промыслов: «Нам нужны советы и консультации. И вот эти советы мы будем черпать из ваших презентаций».

Глава республики поблагодарил студентов и пригласил их продолжить работу над национальным строительством в республике и участвовать в новых встречах и круглых столах. Каждая команда получила презент от главы региона. Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес Высшей школы экономики за организацию кейс-чемпионата и инициативу совместной деятельности.

Команда  «Юлдаш» (магистерская программа «Управление пространственным развитием городов», 1-й курс)

 Алексей Летуновский

 Арина Маркарян

 Лина Яхно

Команда Velorum (бакалаврская программа «Государственное и муниципальное управление», 2-й курс)

 Юлия Бедняк

 Полина Булатова

 Анастасия Волкович

 Анна Галкина

Команда EverAfterCaspian

 Юлия Герасименко, бакалаврская программа «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс

 Екатерина Панина, бакалаврская программа «Государственное и муниципальное управление», 3-й курс

 Михаил Староверов, бакалаврская программа «Бизнес-информатика», 2-й курс

 Мария Михайлова, бакалаврская программа «Логистика и управление цепями поставок», 4-й курс

Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Алексей Скворцов