Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Малый бизнес и большие возможности

Какова сегодня роль малого бизнеса в российской экономике? Как частные компании переживают кризисные явления и кто кому больше помогает – государство бизнесу или наоборот? О разных аспектах малого и среднего предпринимательства в РФ шла речь на мастер-классе в рамках открытия очередного сезона общеуниверситетского факультатива«GR в современной России: теория и практика».

Малый бизнес и большие возможности

iStock

Мастер-класс провели профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти, председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Сергей Борисов, член президиума «ОПОРЫ России», руководитель фонда Softline Venture Partners Елена Волотовская, член попечительского совета «ОПОРЫ России», член совета директоров Центробанка Михаил Мамута.

Гильотина не приводит к результату

Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают занятость и проникновение бизнеса во все сферы услуг, что насыщает рынок и делает его более стабильным, отметил Сергей Борисов. У МСП и значительная фискальная составляющая: за 2021 год объем всех налогов, собранных с малого бизнеса, составил 4,6 трлн рублей, что на 1,1 трлн рублей больше, чем в 2020 году.

Устойчивый малый бизнес играет большую роль в экономическом развитии страны, однако именно ему труднее всего приходится в кризисные времена, такие как сейчас.

Сергей Борисов выделил несколько серьезных вызовов, которые стоят сегодня как перед самим МСП, так и перед регулирующими его деятельность органами власти.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", микропредприятиями считаются фирмы с численностью работающих до 15 человек и оборотом до 120 млн рублей в год; к малым относятся предприятия со штатом до 100 человек и не более 800 млн рублей оборота; средним считается бизнес, в котором трудятся до 250 человек, а оборот не превышает 2 млрд рублей в год.

Во-первых, доля малого бизнеса в ВВП – один из ключевых показателей наряду с уровнем занятости – в России составляет всего 20,3%, что значительно ниже, чем в других странах. Например, в ЕС этот показатель достигает 67%.

Во-вторых, слабая диверсификация. По словам Борисова, сегодня в России малый бизнес – это преимущественно торговля, что «не совсем здорово». «Есть некоторые тенденции для IT-компаний и инновационных компаний, но их очень мало, развитие очень медленное», – посетовал он.

Еще один тревожный звоночек – за последний год малый бизнес потерял около 400 юридических лиц и ИП.

При этом позитивным трендом Сергей Борисов назвал рост числа самозанятых. «Мы считаем, что это будущие предприниматели, что это начало бизнеса, их рост стремительный, это радует», — сказал он.

Проблемой и основным барьером для развития МСП, по словам председателя попечительского совета «ОПОРы РОССИИ», является избыточный контроль со стороны регулирующих органов. И несмотря на все попытки снизить давление со стороны властей, по факту он не ослабевает: после ликвидации некоторых функций органов по контролю через некоторое время все равно появляются функции в другом обличии, которые снова давят на малый бизнес. В результате «гильотина, которая отрезает и отрезает все больше ненужных функций», не приводит к желаемому результату, сетует Борисов.

Среди других проблем, с которыми регулярно сталкивается малый бизнес, спикер выделил: дискриминационные регуляторные требования; дискриминационный рост тарифов для МСП (например, тарифы в области энергетики для малого и среднего бизнеса растут в 6 раз быстрее, чем для крупного); административное давление через проверки и штрафы (доля внеплановых проверок достигает 75%, хотя прокуратура согласовывает только 4%); давление на бизнес через уголовное преследование. По словам Борисова, всего 20% возбуждаемых дел доходит до суда, остальные «разваливаются», и подобное безосновательное уголовное преследование, аресты счетов и самих предпринимателей – являются причиной недоверия бизнеса к правоохранительной системе.

Государство, понимая роль МСП, проблемы, которые препятствуют его развитию, предпринимает некоторые действия по смягчению условий ведения бизнеса и выступает за его рост и диверсификацию. Правительство выделяет средства из бюджета на поддержку тех отраслей МСП, которые находятся в кризисной ситуации: разработана система льготного кредитования, внедрены кредитные каникулы, снижен размер пени за просрочку уплаты налогов, приняты поправки по снижению тарифов. Эти мероприятия помогают малому бизнесу, но не решают фундаментальных проблем, подчеркивает Сергей Борисов.

Более системной мерой поддержки, по его мнению, может стать введение принципа неухудшения условий предпринимательской деятельности – он предполагает, что изменения в регулирование этой сферы деятельности могут вноситься только на основании федеральных законов, без учета множества подзаконных актов, которые создаются отдельными ведомствами.

Также действенной мерой станет детальная ревизия неналоговых платежей совместно с бизнес-объединениями, что поможет снять лишние барьеры и элементы дополнительной сертификации. 

«Пряником» для бизнеса также стало бы решение проблемы избыточного контроля: успешные, растущие компании, не замеченные за 3-4 года в нарушениях, могли бы быть освобождены от дополнительных проверок.

Среди других мер Борисов выделил искоренение коммерциализации государственного регулирования аффилированными фирмами, а также развитие инструментов мотивации государственных и муниципальных служащих в развитии МСП. Активное поощрение участия предпринимателей в учебном процессе станет катализатором развития молодежного предпринимательства и качественного расширения знаний о МСП, уверен эксперт.

Построить «инвестиционный лифт»

Михаил Мамута в своем выступлении обратил внимание на меры поддержки малого и среднего бизнеса с позиции Банка России: ключевой задачей ЦБ здесь является стимулирование коммерческих банков к созданию взаимовыгодных условий кредитования МСП. Для этого в течение нескольких лет выстраивалась специальная система, включающая меры послабления в области регулирования отчетности бизнеса и проекты льготного кредитования. В кризисных ситуация Центробанк реализует инструменты рефинансирования для банков, которые позволяют поддерживать субъектов малого бизнеса по щадящим ставкам.

Центробанк, продолжил Мамута, предоставляет МСП кредитные каникулы в виде отсрочки по платежам до 6 месяцев: во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19, за счет этой опции компании получили «право на передышку» на сумму более 1 трлн рублей. Эта же опция позволила поддержать предпринимателей в 2022 году.

«Инструменты по поддержке МСП показали свою эффективность и в ковидный кризис, и в текущий кризис. Совместно с правительством нам удается в самые сложные и турбулентные моменты подставить плечо компания малого бизнеса, чтобы они могли пережить этот период и развиваться дальше. Благодаря этим мерам, бизнес вырос почти на 30%», – подчеркивает Михаил Мамута.

В то же время, по словам представителя ЦБ, в вопросе развития МСП в России важна не только кредитная политика, но и условия для привлечения инвестиций. «Главный вызов, который стоит перед нашей экономикой — научиться привлекать инвестиции. Причем не только в крупный бизнес, который более устойчив, но как раз в растущие маленькие инновационные компании. Чтобы поддерживать такие компании и принимать на себя все риски, нужна целая система – инвестиционный лифт», — уверен Михаил Мамута.

В рамках выстраивания «инвестиционного лифта» на базе Московской биржи была создана площадка «Сектор Роста» для публичного обращения бумаг небольших компаний для поиска и привлечения средств на развитие небольших и средних компаний. В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» действует система субсидирования затрат выхода на фондовый рынок, которой, по словам Мамуты, воспользовались около 55 компаний. 

Для компаний, которые не доросли до выхода на IPO, предлагаются меры по развитию краудфандинговых сервисов: ЦБ регулирует перечень краудфандинговых платформ, которые содействуют развитию МСП, — на данный момент, в списке более 50 сервисов. Только за первое полугодие 2022 года в рамках этого механизма было привлечено более 5 млрд рублей.

Пандемийный кризис ускорил развитие электронного факторинга (услуга для производителей и поставщиков, которые продают товары с отсрочкой платежа – Ред.): был создан проект по обеспечению цифрового взаимодействия нескольких факторинговых платформ, представляющих замкнутый цифровой цикл.

Несмотря на принимаемые для поддержки МСП меры, цикл выживаемости компаний остается низким. Это, отмечает представитель ЦБ, говорит о том, что систему необходимо дорабатывать. Среди основных проблем поддержки малого бизнеса он выделил отсутствие венчурной индустрии, без которой поддерживать высокие технологии и инновационные компании сложно.

Венчурное финансирование у нас в начале развития, но получить инвестиции стартапам вполне реально, уверена Елена Волотовская. В качестве успешного примера развития этого направления она рассказала об отечественной IT-компании Softline, которая уже представлена в более, чем 60 странах мира и сейчас работает над развитием собственного венчурного фонда, подготавливая портфельные решения в том числе для российских IT.

Волотовская подчеркнула, что отечественным IТ-компаниям сейчас стоит воспользоваться появившимися возможностями: еще год назад российские предприятия покупали западный софт, западные технологии и российский IТ-бизнес имел 10–15% рынка в разных нишах, а сегодня у компаний из РФ есть шанс занять эти ниши полностью.