Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Юный финансист: как освоить финансовую грамотность, играя

Как говорить с детьми об экономии и семейном бюджете? Можно ли разработать денежный план во время игры? Почему финансовую грамотность нужно преподавать, начиная с детского сада? Ответы на эти вопросы легли в основу курса «Юный финансист», который был разработан благотворительным фондом «Вклад в будущее» для ребят 5-10 лет. Курс призван объяснить детям функцию денег и концепт семейного бюджета.

Юный финансист: как освоить финансовую грамотность, играя

iStock

Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ пригласил воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей поговорить о том, как воспитывать финансовую грамотность в детях младшего возраста. Встреча проходила в формате вебинара с участием руководителя программы «Финансовая грамотность» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Нины Осиповой и заместителя начальника отдела организации обучения педагогов Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Дарьи Леушиной.

«Не так часто мы говорим о материалах по финансовой грамотности для дошкольников», – признала Нина Осипова. По ее словам, невысокая популярность темы среди экспертов привела к тому, что на данный момент не существует государственно сформулированных компетенций для старших дошкольников. Нина Осипова вместе с коллегами взялись исправить этот пробел.

В фонде составили две карты компетенций – для старших дошкольников (5-7 лет) и младших школьников (8-10 лет). В материалах есть, в частности, указание на то, что должны знать уметь и применять ребята из каждой возрастной группы. Так, например, дошколятам накануне поступления в 1-й класс стоит узнать, какие виды денег существуют, какую роль они играют в семье и обществе, как появляются в семейном бюджете и зачем нужны сбережения. Финансово-грамотный дошкольник уже должен сам уметь проводить простейшие денежные операции, считать сдачу, экономить и рассчитывать свои расходы. Ученик начальной школы, согласно методическим рекомендациям экспертов, должен знать об источниках доходов, понимать, как защитить средства от инфляции, уметь сравнивать целевые и нецелевые кредиты, вести собственный бюджет и участвовать в семейных обсуждениях путей решения финансовых проблем.

Чтобы помочь педагогам и родителям донести эти знания до детей в максимально адаптивной форме, в фонде разработали методические материалы и пособия, которые были сведены в специальный подробный курс уроков «Юный финансист».

Уроки полностью упакованы уже готовыми материалами (презентации, рабочие тетради, игровые элементы) и технологическими картами, так что воспитатели даже без специальных компетенций в преподавании основ финансовой грамотности имеют возможность провести занятия для своих подопечных. Некоторые уроки довольно большие по объему материалов, но при желании их можно делить на несколько частей, менять содержание, добавляя или убирая какие-то элементы.

Через словесные беседы, демонстрационные материалы, творчество и, конечно, игры ребята будут получать знания по таким темам, как: «Изобретение и эволюция денег», «Валюты. Путешествие по странам и континентам», «Доход. Ярмарка», «Умение выстраивать финансовый план для достижения цели», «Мой финансовый план».

Интерактивные уроки предполагают полноценное общение и обратную связь. В игровой форме воспитатели могут сформировать в ребятах культуру финансовой грамотности и заложить основы для дальнейшего погружения в вопросы финансовых отношений. Таким образом, в детях формируется понимание денег и основ социально-экономических отношений, в которые ребёнок неминуемо вступит, подчеркивает Нина Осипова.