Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Секреты успешной карьеры ученого: в Вышке прошел адаптационный семинар «Научная среда»

В Высшей школе экономики прошло посвящение в стажеры-исследователи научных лабораторий. Будущие ученые собрались, чтобы познакомиться друг с другом и послушать рассказ старших коллег об открывающихся возможностях. Адаптационный семинар «Научная среда» был организован Центром научной интеграции совместно с Центром академического развития студентов.

В начале встречи проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев обрисовал типичную траекторию развития молодого ученого. По его словам, стажеры-исследователи должны в первую очередь найти сферу, которая им наиболее интересна, выбрать тему и место. После этого они смогут открыть для себя возможность проведения исследований с использованием ресурсов уже существующих лабораторий.

Дмитрий Дагаев

Уже обучаясь в магистратуре, стажер-исследователь, увлеченный наукой, сможет, получив опыт работы и опубликовав первые работы, претендовать на должность младшего научного сотрудника и получать академические надбавки. Кроме того, у магистров есть опция выбрать трек обучения «магистратура — аспирантура», что значительно облегчит путь к получению ученой степени в будущем, продолжил Дагаев. После получения ученой степени можно претендовать на открытие научной лаборатории в Вышке и построить вокруг себя собственную научную школу.

Проректор также обратил внимание, что залогом стабильности работы научного подразделения в Вышке является умение привлекать внешние партнерства. Он рассказал о собственном опыте сотрудничества с Российской Премьер-Лигой и Российским футбольным союзом.

Андрей Кожанов

Директор Центра академического развития студентов Андрей Кожанов добавил, в свою очередь, что помимо всем известных конкурсов научно-исследовательских работ, в Вышке существует проект «Республика ученых», насчитывающий уже 350 участников. Проект призван создать единое комьюнити талантливых начинающих научных сотрудников. Так, для резидентов проекта предусмотрен приоритет при участии в конкурсах Центра академического развития студентов Вышки, денежные гранты для участия в конференциях и научных стажировках, участие в конкурсе на реализацию инициативных исследований. Вместе с этим исследователи сами могут предлагать идеи для проектов «Республики ученых».

Оксана Михайлова

«Мне кажется, что победы в конкурсе ЦАРС и прочих, а также получение поощрений в виде грантов сильно поддерживают мою самооценку, поскольку она носила и носит весьма волатильный характер. Мне было важно, что мои усилия кто-то признает и помогает мне развиваться», — отметила бывший стажер-исследователь, а ныне младший научный сотрудник Института образования Вышки Оксана Михайлова.

На семинаре также обсуждались планы Вышки по развитию научной и проектной деятельности. Уже в мае 2023 года университет планирует запустить собственный открытый лекторий совместно с московским отделением Российского общества «Знание» на площадке Культурного центра ЗИЛ. К работе открытого лектория в будущем также планируется привлечь и стажеров-исследователей, которые своим примером могли бы популяризировать науку и одновременно получать практические навыки публичных выступлений.

После официальных выступлений и знакомства в рамках семинара состоялась нетворкинг-сессия «Колесо академического баланса»: молодые ученые в более неформальной обстановке смогли пообщаться с руководителями научных лабораторий, со старшими стажерами-исследователями и с коллегами. Сессию модерировали участники Академического кадрового резерва и Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ.

«Мне понравилось, что на посвящении формализованная информация касательно возможностей для развития профессиональных траекторий была совмещена с субъективными осмыслениями, то есть личными историями людей, которые когда-то встретились с наукой и продолжают жить с ней вместе», — отметила Оксана Михайлова.

Текст: Игорь Прокудин, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ