Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Зачем нужна научная грамотность и как ее развивать

Как устроен мир и зачем об этом знать? Можно ли изменить общество с помощью образования и каким образом? Могут ли люди без ученых степеней участвовать в развитии научных знаний и почему это важно?  О развитии научной грамотности и ее роли в нашей жизни в рамках фестиваля NAUKA 0+ рассказала директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ВШЭ Екатерина Стрельцова.

Зачем нужна научная грамотность и как ее развивать

Высшая школа экономики

Автор: Александра Зинченко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Можно ли представить, что в 1996 году только 37% россиян знали, что континенты движутся, а то, что электрон меньше атома, понимали чуть меньше половины? Спустя 25 лет ситуация заметно улучшилась: например, количество людей, знающих про движение континентов, выросло на 36%. Распространенность в обществе подобных знаний и есть показатель научной грамотности, подчеркивает Екатерина Стрельцова.

Екатерина Стрельцова
Екатерина Стрельцова
Высшая школа экономики

Что такое грамотность

Грамотность — это сегмент повседневных знаний и навыков населения, необходимых для жизни в современном обществе.

Существует несколько видов грамотности:

  • читательская;
  • математическая и финансовая, которую преподают сейчас даже в начальной школе;
  • культурная (в рамках которой, в частности, оценивается, как люди реагируют на особенности других культур);
  • цифровая, предполагающая умение пользоваться различными цифровыми инструментами для извлечения выгоды (например, для самообучения или поиска работы);
  • (гражданская) научная грамотность.

В области цифровой грамотности можно обнаружить определенные проблемы, так как сейчас в одном пространстве сосуществуют «цифровые аборигены» — представители поколения, которое выросло в эпоху развития технологий, — и «цифровые мигранты» — люди, которые скорее вынуждены осваивать цифровую грамотность и новейшие технологии, подчас даже против своей воли. Из-за этого между ними порой происходят столкновения: «мигрантам» бывает очень сложно что-то освоить или сделать, а «аборигены» искренне не понимают почему.

Научная грамотность — это понимание основных научных фактов и умение пользоваться базовыми представлениями о науке и научности, понимать, как устроен мир, и многое другое.

На что влияет научная грамотность

Как показывают крупные исследования, научная грамотность оказывает влияние на нашу способность ориентироваться в технологической среде, что жизненно необходимо в условиях постоянного взаимодействия с новейшими технологиями.

Благодаря научной грамотности мы учимся анализировать пространство вокруг нас. Такие навыки помогают при принятии повседневных решений, когда мы можем оценить обстоятельства, чужие советы и т.д. Таким образом развивается связь между научной грамотностью и критическим мышлением.

Более того, глубокое понимание связей в мире позволяет бороться с дезинформацией и лженауками. Хороший пример — вера в астрологию как научную деятельность. Екатерина Стрельцова привела данные одного из исследований Центра статистики и мониторинга науки и инноваций, согласно которым 60% взрослых россиян отрицают, что астрология — это наука, однако 28% опрошенных с данным утверждением полностью согласны.

При этом, если разделить опрашиваемых по уровню научной грамотности, можно увидеть, как развитие этого аспекта влияет на восприимчивость к лженаучным суждениям. Около трети россиян с низким уровнем научной грамотности согласны с тем, что астрология — это наука, и еще почти столько же сомневаются, так как им сложно провести грань между тем, что является научной деятельностью, и тем, что ею не является. Зато среди россиян с высоким уровнем научной грамотности три четверти астрологию наукой все же не считают.

Научная грамотность также влияет на степень доверия к науке в целом, на принятие научных и технологических достижений. Проблема низкой научной грамотности заключается в том, что люди отказываются от использования технологий или научных знаний, которые потенциально могли бы повысить их возможности. Представьте: если человек не понимает, что такое микроволновка и как ее можно использовать, он начинает отмахиваться от прогресса и продолжать разогревать еду в сковородке на плите или вовсе в русской печи.

Высшая школа экономики

Важно и то, что уровень научной грамотности в обществе в целом может повысить готовность людей принимать участие в развитии гражданской науки. Примером является развитие научного волонтерства (участие непрофессионалов в научных проектах и исследованиях), коллаборации волонтеров с учеными и развитие площадок, где одни могут найти других, например таких, как платформа «Люди науки».

Из-за того, что сейчас исследования становятся все крупнее и разветвленнее, а научная инфраструктура не справляется сама по себе, подобные проекты очень важны, подчеркивает эксперт. Волонтеры могут помогать в работе с историческими текстами, вести фотосъемку природных явлений или наблюдать за птицами и фиксировать свои исследования, чтобы помочь отследить перемещения пернатых по всему миру.

Как обстоят дела с научной грамотностью в мире в целом и в России в частности

На протяжении последних 25 лет научная грамотность постоянно повышается. Это связано, в частности, с улучшением программ школьного образования: с конца 1990-х годов в Европе и США (в России немного позже) был взят курс на научное обучение в школах, где обычно и закладываются основы научной грамотности.

Если говорить про статистику, то в отношении базовых положений научного описания мира особых проблем нет: с тем, что Земля вращается вокруг Солнца, согласны 93% людей. Сложности возникают со специализированными научными вопросами. С утверждением, что «в психологии можно провести такой же научный эксперимент, как и в физике», согласны только 51% опрошенных. В связи с этим возникает вопрос: могут ли люди выделить критерии научности, определить, что является наукой, а что нет? Сложности вызывают и вопросы, которые касаются здоровья человека. Так, например, в нашей стране большинство людей верят, что антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы.

Согласно последним исследованиям-замерам, которые проводились в России в 2020–2021 годах, 14% наших сограждан в возрасте от 18 до 65 лет продемонстрировали низкий уровень научной грамотности: они ответили правильно на 1–4 вопроса из 14 предложенных. 61% опрошенных показали средний уровень, четверть — высокий (ответили правильно более чем на 8 вопросов).

На степень научной грамотности, как показывают исследования, влияют:

  • уровень образования: 39% людей с высоким уровнем научной грамотности имели высшее образование;
  • место проживания: к россиянам с высоким уровнем относились 33% респондентов, проживающих в областных центрах.

Практически не имеют значения возраст и пол.

Если оценивать ситуацию в мире в целом, то Россия по уровню научной грамотности населения находится примерно посередине.

Любопытно здесь посмотреть на субъективную оценку научной грамотности, на то, как респонденты оценивают сами себя. Соответствующие замеры показали, что 63% граждан России считают, что они либо «хорошо» разбираются в науке, либо просто «что-то знают». В Китае примерно так же ответили 36% респондентов, во Франции — 78%, в США — 79%, в Норвегии — 85%.

Как повысить научную грамотность?

Если лично у вас каких-то научных знаний не хватает — не беда.

Существует принцип LLL — lifelong learning — «обучение на протяжении всей жизни». Это возможности самообразования (знакомство с научными материалами, различные образовательные мероприятия вроде NAUKA 0+ и т.д.).

Кроме того, в данный момент активно развивается научное популяризаторство. Например, сотрудников Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ВШЭ поощряют выступать на научных площадках, чтобы продвигать интерес к науке и воодушевлять людей на научное волонтерство. С одной стороны, в научное волонтерство активно вовлекаются люди с высоким уровнем научной грамотности, а с другой — участие в такой активности повышает и сам уровень научных знаний.

Важно больше читать, слушать лекции ученых, интересоваться новостями из мира науки и не терять интерес к изучению мира вокруг нас.